Турклуб Берестье
Главная |  О клубе |  Полезности |  Летописи походов |  Фотографии |  Песня |  На привале |  Ориентиры |  Гостевая
 ... оригинал взят с сайта Диагонального
Мира (http://www.tag.spb.ru/tourism/evskm.html)
ЕДИHАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВHАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ

(редакция 2)

Утверждено
Федерацией спортивного туризма
Туристско-спортивного союза
России 1 февраля 1995 года

1. Общие положения и требования

  1. Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных походов.

  2. В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.

  3. Спортивные походы по своей сложности разделяются по возрастающей на три степени сложности - от I до III, и шесть категорий сложности (к. с.) - от I до IV.

  4. Категории сложности походов могут определяться как в соответствии с "Перечнем классифицированных туристских спортивных маршрутов" (*) и связанными с ним перечнями локальных препятствий - перевалов, вершин, пещер (**), так и в соответствии с данной ЕВСКМ. При сравнении с "Перечнем..." техническая сложность, разнообразие и характер препятствий в походе должны быть не ниже, чем у классифицированных маршрутов той же категории сложности в данном районе.

  5. Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме.

    Таблица 1
    Степень сложности
    Виды походов
    Протяженность, км
    Продолжительность, дней
    3
    Пешеходные, лыжные
    75
    6 - 8
    Пешеходные в горах
    60
    6 - 8
    Велосипедные
    120
    6 - 8
    Водные
    60
    6 - 8
    2
    Пешеходные, лыжные
    50
    4 - 6
    Пешеходные в горах
    40
    4 - 6
    Велосипедные
    80
    4 - 6
    Водные
    40
    4 - 6
    1
    Пешеходные, лыжные
    30
    3 - 4
    Пешеходные в горах
    25
    3 - 4
    Велосипедные
    50
    3 - 4
    Водные
    25
    3 - 4
    Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация походов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует.

  6. Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия. При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.

  7. Комбинированным считается поход, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты разных видов туризма, при этом сложность каждой его части должна быть не ниже II к. с. По усмотрению МКК общая категория сложности комбинированного похода может быть на одну единицу выше, чем максимальная сложность его составных частей.

    При включении в маршрут отдельных участков (препятствий) из других видов туризма или препятствий более высоких категорий трудности данного вида туризма маршрут может иметь статус маршрута "с элементами" походов более высоких категорий сложности или характерных для других видов туризма.

  8. Для некоторых видов туризма (пешеходного, лыжного, парусного...) категория сложности похода в значительной степени зависит от географического района похода, его автономности, суммарного перепада высот, набранного группой на маршруте, и др.

  9. Требования к категорийным походам приведены в таблице 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категории сложности похода.

    Таблица 2
    Виды туризма
    и характеристики походов
    Категории сложности походов
    I
    II
    III
    IV
    V
    VI
    Продолжительность похода в днях
    (не менее)
     
    6
    8
    10
    13
    16
    20
    Протяженность маршрута в
    километрах (не менее)
    пешеходных
    130
    160
    190
    220
    250
    300
    лыжных
    130
    160
    200
    250
    300
    300
    горных
    100
    120
    140
    150
    160
    160
    водных
    150
    160
    170
    180
    190
    190
    велосипедных
    400
    500
    650
    800
    1000
    -
    мотоциклетных
    1000
    1500
    2000
    2500
    3000
    -
    автомобильных
    1500
    2000
    2500
    3000
    3500
    -
    парусных
    150
    200
    300
    400
    500
    -
    Количество пещер для спелеологов
    5
    4-5
    1-2
    1-2
    1-2
    -
  10. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, понимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута подготовленной группой. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на разведки и его запаса на случай непогоды. Количество дневок не должно превышать 20% от общей продолжительности похода.

  11. Нормативная протяженность похода понимается как наименьшая допустимая длина маршрута данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25 % по сравнению с указанной в таблице 2) при существенном увеличении на маршруте числа препятствий, определяющих категорию сложности похода. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

  12. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75 % от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее трудные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).

    Радиальным выходом в походе считается небольшой участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояние и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

  13. Маршруты походов должны быть непрерывными. Разрывом маршрута считается не вызванное необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование транспорта внутри маршрута.

    В некоторых случаях для связки рек, пещер и т.п. с разрешения МКК допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода и не нарушает его целостности.

  14. Если у МКК, выпускающей группу в поход, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV к. с.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета.
2. Видовые требования

  1. Пешеходный туризм. Оценка категории сложности маршрута осуществляется по "Методике категорирования пешеходного маршрута", приведенной в приложении 1. При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями "Классификация пешеходных маршрутов" (ЦРИБ "Турист", Москва, 1990 г.).

  2. Горный туризм. Категория сложности маршрутов определяется набором перевалов и вершин определенных категорий трудности. Под понятием "перевал" в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий сложности перевалов - от 1А до 3Б. Перевалы проще 1А к. т. называются некатегорийными (н/к). Классификация перевалов приведена в "Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов" и дополнениях к нему.

    Категория трудности (к. т.) перевалов в зависимости от условий (времен и года, снежно-ледовой обстановки...) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. При зачете похода данные перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, 2А или 2Б, но не 2А*). Знак * у перевала 3Б означает, что для его преодоления участники группы (ее руководитель) должны иметь опыт прохождения (руководства прохождением) перевалов 3Б.

    Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

    Количество и категория трудности перевалов должны соответствовать указанным в таблице 3.

    Таблица 3

    Категория
    сложности
    похода
    Минимальное количество категорийных перевалов
    всего
    в том числе категорий трудности
    I
    2
    2
    -
    -
    -
    -
    -
    II
    3
    1
    2
    -
    -
    -
    -
    III
    4
     
    1
    2
    -
    -
    -
    IV
    5
     
    1
    1
    2
    -
    -
    V
    6
     
     
    1
    1
    -
    -
    VI
    7
     
     
     
    1
    2
    1


    В горные походы могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к оценке горного рельефа в спортивном туризме и альпинизме, категория трудности восхождения или траверса, не являющегося элементом прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной оценки. Категория трудности восхождения или траверса не должна превышать трудность перевала, определяющего категорию сложности похода.

    При определении категории трудности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться "Таблицей оценки трудности перевалов" (см. приложение 2).

  3. Лыжный туризм. Оценка категории сложности маршрута осуществляется путем сравнения его с "Перечнем..." (*) либо с использованием методики, приведенной в приложении 3.

  4. Водный туризм. При оценке категории сложности новых маршрутов, не вошедших в "Перечень...", рекомендуется руководствоваться данными, приведенными в таблице 4. Водные препятствия в зависимости от уровня воды могут иметь различную категорию трудности.

    Таблица 4

    Категория
    сложности
    похода
    Минимальное количество локальных препятствий
    категорий трудности
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    I
    2
    -
    -
    -
    -
    -
    II
    1
    2
    -
    -
    -
    -
    III
     
    1
    2
    -
    -
    -
    IV
     
    1
    1
    2
    -
    -
    V
     
     
    1
    1
    2
    -
    VI
     
     
     
    1
    2
    1


    Категория сложности походов с одновременным использованием нескольких классов судов засчитывается: для участников - по тому классу судна, на котором они совершают данный поход; для руководителя - по высшей категории сложности для участвующих в походе судов, если минимальное количество этих судов и минимальное число членов их экипажей удовлетворяет соответствующим требованиям "Правил проведения соревнований туристских спортивных походов".

    При определении категории трудности отдельных препятствий (участков) рекомендуется руководствоваться их классификацией, приведенной в приложении 4.

  5. Парусный туризм. В парусном спортивном туризме классифицируются маршруты, проходимые на разборных парусных судах по водохранилищам, озерам, крупным рекам, в прибрежной зоне морей и океанов.

    1. Категория сложности похода определяется в МКК предварительно, исходя из следующих факторов:
      • ветро-волновых условий водоема (силы и направления господствующих ветров и характера волнения в период похода, ширины и глубины водоема в районе маршрута);
      • географических и других особенностей района (средних многолетних показателей температуры воды и воздуха в период похода, характера берегов, приливно-отливных и иных течений, наличия пресной воды и др.);
      • туристкой освоенности района, интенсивности судоходства, сложности навигационных условий; наличия населенных пунктов.
      Категория сложности фактически пройденного группой похода определяется МКК по результатам рассмотрения отчета, но не может быть выше заявленной при выходе на маршрут.

    2. При разработке классификационных и оценке заявляемых маршрутов принимаются следующие ориентировочные показатели их сложности:

    3. Поход считается соответствующим заявленной категории сложности, если группа не менее трех ходовых дней находилась в условиях наибольшей разрешенной для данной категории похода силы ветра. При планировании переходов необходимо иметь в виду, что плавание при максимально допустимых для похода ветро-волновых условиях не должно совпадать с максимально допустимым удалением от берега (пункты 3 и 4 таблицы 5). Такое совпадением будет соответствовать более высокой категории сложности похода.

      Таблица 5

      N
      п/п
      Показатели
      Категория сложности походов
      I
      II
      III
      IV
      V
      1
      Протяженность, км
      150
      200
      300
      400
      500
      2
      Характерная ширина водоема, км
      до 5
      до 20
      до 200
      неогра-
      ничена
      неогра-
      ничена
      1
      Наибольшее удаление от берега при пересечении открытых пространств, км
      0,5
      3
      8
      15
      20
      1
      Наибольшая разрешенная для плавания скорость ветра, м/с
      (сила ветра, баллы)
      5-6
      (3,5)
      6-7
      (4)
      7-8
      (4,5)
      8-9
      (5)
      12-13
      (6)


    4. Протяженность походов должна соответствовать указанной в таблице 5. При движении по рекам протяженность корректируется в соответствии со скоростью течения реки (при скорости более 3 км/час протяженность увеличивается на 20 %).

    5. С учетом крейсерской скорости парусных туристских судов протяженность похода корректируется коэффициентом энерговооруженности в зависимости от площади основной парусности и числа членов экипажа в соответствии с таблицей 6.

      Таблица 6

      Количество человек Парусность, кв. м.
      5
      6,4-7
      8,5
      10
      13
      свыше 13 (17)
      1
      1
      -
      -
      -
      -
      -
      2
      0,9
      1
      1,05
      1,1
      1,15
      1,25
      3
      -
      0,95
      1
      1,05
      1,1
      1,2
      4
      -
      -
      0,95
      1
      1
      1,15
      5
      -
      -
      -
      0,95
      1
      1,1
      Примечание. Для надувных судов коэффициенты уменьшаются на 0,2, а для судов с жестким корпусом увеличиваются на 0,05.

    6. В случае преобладания в походе особо неблагоприятных гидрометеорологических условий (сильные встречные ветры, штили и т.п.) он может быть зачтен группе при прохождении сокращенного маршрута, протяженность которого на 10 % меньше установленной в таблице 5.

  • Спелеотуризм. При категорировании спелеопоходов учитываются категории трудности пещер и их количество. Требования для каждой категории сложности приведены в таблице 7.

    Таблица 7

    Категория сложности похода Количество категорийных пещер (не менее)
    всего
    1
    I
    5
    3-4
    1-2
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    II
    4-5
     
    2-3
    1-2
    -
    -
    -
    -
    -
    III
    1-2
     
     
     
    2 или 1
    -
    -
    -
    IV
    1-2
     
     
     
     
     
    2 или 1
    -
    V
    1
     
     
     
     
     
     
     
    1


    Весь набор пещер должен проходиться во время одного похода. В виде исключения допускается зачет "сборных" походов для тех районов, где нет достаточного количества пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.

    Если пещера первой или второй категории трудности имеет большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.

  • Велотуризм. Оценка категории сложности маршрута осуществляется по "Методике категорирования велосипедного маршрута", приведенной в приложении 5.

  • Автомототуризм. Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по "Методике категорирования автомотопоходов", приведенной в приложении 6.
    (*) Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы.

    (**) Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов, 1998 г.; Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985 г.; Перечень классифицированных пещер, 1988 г.; Классификационная таблица маршрутов на горные вершины СССР, 1988 г.


    
    ЕДИHАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВHАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ
    
    Приложение 1. Методика категорирования пешеходного маршрута
    (редакция 2)
    
    Hастоящая  методика предназначена для оценки категории сложности пешеходных
    маршрутов,   нитка   которых   отличается   от  представленных  в  "Перечне
    классифицированных  туристских  спортивных  маршрутов...",  или  маршрутов,
    включающих  элементы  других  видов  туризма,  а также совершенных впервые.
    Методика  может  применяться  при  подготовке  группы  к  походу  и  выборе
    маршрута,  отличающегося  от  приведенных  в  "Перечне...", при выпуске МКК
    группы  на  маршрут,  при  составлении  отчета  о пройденном маршруте и его
    зачете,  при  уточнении  "Перечня...",  судействе  чемпионатов  по туризму,
    отнесении маршрута к одному из видов туризма и др.
    
    Методика заключается в балльной оценке сложности маршрута в совокупности
    следующих характеристик:
    
    протяженности (L),
    продолжительности (t),
    локальным препятствиям (л. п.),
    протяженным препятствиям (п. п.),
    району похода,
    автономности,
    перепаду высот.
    
    Требования  и ограничения к маршрутам различных категорий сложности указаны
    в табл. 1-5. Оценка категории сложности маршрута производится в следующей
    последовательности:
    
    В  соответствии  с  длиной  (l)  и  продолжительностью  (t) категорируемого
    маршрута  по  табл.  1  (разделы  1  и  2)  определяется ориентировочно его
    категория сложности.
    Составляется   перечень   всех  локальных  препятствий,  преодолеваемых  на
    маршруте,  и с помощью табл. 2 определяется максимальное количество баллов,
    которое набрал бы категорируемый маршрут, если бы все локальные препятствия
    шли  в  зачет. Баллы за препятствия, не приведенные в табл. 2 (например, за
    перевал   3А  к.  т.),  определяются  точно  так  же,  как  за  препятствия
    максимальной  категории трудности данного вида. Полученная за все локальные
    препятствия  сумма  баллов  не  должна  превышать  максимально  допустимого
    значения   (ЛПmax),  соответствующего  ориентировочно  выбранной  категории
    сложности  маршрута.  Если  полученная  сумма  баллов превосходит ЛПmax, то
    необходимо  сократить количество локальных препятствий и, если потребуется,
    уточнить   нитку   маршрута.  Значения  ЛПmax  определены  по  соображениям
    безопасности  прохождения  маршрута  и  приведены  в табл. 1 (раздел 3). По
    табл. 2 и 3 подсчитывается отдельно сумма баллов, набранных по каждому виду
    локальных  и  протяженных препятствий. В таблицах приведены ориентировочные
    параметры  (границы)  препятствий,  поэтому  при  категорировании  реальных
    препятствий  допускаются незначительные отклонения от указанных требований,
    при  условии,  что  объем  технической  работы, необходимый для преодоления
    препятствий,    остается    прежним.    Длина    протяженного   препятствия
    соответствующего вида и категории трудности определяется суммированием длин
    аналогичных препятствий по всему маршруту.
    
    При определении баллов за л. п. и п. п. нужно соблюдать следующие
    требования:
    
    В  зачет  идет  только  то  количество  (или  длина) и те виды препятствий,
    которые  указаны  в табл. 2 и 3, в соответствии с выбранной ориентировочной
    категорией сложности маршрута;
    
    Если   в  категорируемый  маршрут  включены  препятствия,  характерные  для
    маршрутов более высоких категорий сложности (в том числе и не приведенные в
    табл.  2  и  3, например, перевалы 3А к. т., река IV к. с. и др.), то зачет
    баллов за них производится как за препятствия маршрута, категория сложности
    которого   выбрана   ориентировочно.  При  этом  общее  количество  (длина)
    препятствий,  идущих  в  зачет,  должно  удовлетворять  требованиям п. 3.1.
    данной методики;
    
    Hа  одном  и  том  же  участке  маршрута  в зачет идут как локальные, так и
    протяженные  препятствия,  независимо  от  их  взаимного  расположения; При
    уменьшении   количества   локальных   или   длины  протяженных  препятствий
    соответствующей   категории   трудности   пропорционально   уменьшается   и
    количество полученных за них баллов;
    
    При  наличии  в  походах  IV-VI  к. с. водных участков I или II к. с. зачет
    баллов  за  них  идет  как  для  походов  II,  III  или IV к. с.; Категория
    трудности  связки  перевалов  или  перевала  с  односторонним  прохождением
    оценивается  по  совокупности  участков  подъема и спуска, при этом участок
    траверса  (если  он  есть)  оценивается  отдельно;  Если траверс хребта или
    прохождение  связки  перевалов  включает  восхождение  на  вершину,  то при
    категорировании  маршрута  в  зачет  идет  только  одно  из  двух локальных
    препятствий  (например,  при  траверсе  гребня в зачет по выбору может идти
    либо вершина, либо траверс);
    
    Если  количество  (длина)  препятствий,  соответствующее  данной  категории
    сложности маршрута превышает значения, указанные в табл. 2 и 3, то "лишнее"
    количество  (длина)  препятствий  может  идти  в  зачет  за  более  простые
    препятствия  данного  вида. При этом должны удовлетворяться пп. 3.1. и 3.2.
    данной   методики.   Это  требование  распространяется  и  на  препятствия,
    определяющие  более высокие категории сложности маршрута или не характерные
    для пешеходного туризма.
    
    Производится  оценка  общего количества баллов, идущего в зачет за все виды
    локальных  (протяженных)  препятствий.  Общая  сумма  не  должна  превышать
    значений, указанных в табл. 1 (раздел 4 или 5).
    
    По  табл. 4 и 5 определяется количество баллов, которое маршрут получает за
    счет  района  проведения похода и автономности. Если в табл. 4 нужный район
    не указан, то его географический показатель (Г) соответствует ближайшему по
    расположению  к  нему  району  из  приведенных  в  таблице  с  аналогичными
    природными условиями.
    
    Используя высотный график маршрута, по формуле (1) определяется коэффициент
    перепада высот (К):
    
    K=1+DH/30, (1)
    
    где DH - суммарный перепад высот (включая подъемы и спуски) на активной
    части маршрута (в километрах).
    
    По   формуле  (2)  на  основании  полученных  оценок  отдельных  параметров
    категорируемого  маршрута  подсчитывается  общее  количество  набранных  им
    баллов (КС):
    
    КС = ЛП + ПП + (Г x А x К), (2)
    
    где ЛП и ПП - баллы соответственно за локальные и протяженные препятствия,
    Г - географический показатель района похода,
    А - коэффициент автономности.
    
    В соответствии с продолжительностью (t), протяженностью (l) и количеством
    баллов, которое набрал маршрут (КС), по табл. 1 (разделы 1, 2 и 9)
    определяется его окончательная категория сложности. В случае, если она не
    совпадает с ее ориентировочной оценкой, производится уточнение категории.
    
    Маршрут,  не  удовлетворяющий  одновременно  требованиям  разделов 1, 2 и 9
    таблицы  1,  классифицируется  как  маршрут  меньшей  категории сложности с
    элементами  маршрута более высоких категорий сложности, если они имеются. В
    этом  случае  в  соответствии  с  п.  2 данной методики повторно уточняется
    максимально допустимое количество локальных препятствий на маршруте.
    
    Если  количество  баллов,  набранных маршрутом, соответствует более высокой
    категории сложности, то МКК в виде исключения может присвоить эту категорию
    маршруту,  если его протяженность составляет не менее 75 % от норматива для
    данной категории сложности.
    
    При  прохождении  категорийных  перевалов  и  водных  участков  маршрута  к
    участникам  и руководителю группы предъявляются требования в соответствии с
    "Правилами проведения соревнований туристских спортивных походов".
    
    
    Примечание.
    При  выдаче  справки  о  пройденном маршруте в разделе "Особые отметки МКК"
    указываются максимальные категории трудности и виды локальных и протяженных
    препятствий,  присутствующих на маршруте (например, перевал - 2А, переправа
    -  2А,  вершина  -  1А,  растительность - 2Б, снежный участок - 1Б, ледовый
    участок  -  1А).  Hаличие  в  справке  информации  о максимальной категории
    трудности   препятствий  позволяет  в  дальнейшем  МКК  оперативно  оценить
    особенности пройденного маршрута и приобретенный при этом туристский опыт.
    
    
    Таблица 1.
    Сводная таблица параметров маршрута
    
    N
    раздела   Показатель маршрута    Категория сложности маршрута
                                    I    II    III    IV    V    VI
    1  Продолжительность маршрута
       (t), дней (не менее)         6    8     10     13    16   20
    2 Протяженность маршрута (l),
       км (не менее)                130  160   190    220   250  300
    3 Максимально допустимое
      количество баллов за локаль-
       ные препятствия (ЛПmax)      20   30    50     75    110  150
    4 Баллы за локальные препятствия
      (ЛП), идущие в зачет (не более) 2   6    20     35    55   75
    5 Баллы за протяженные препятствия
     (ПП), идущие в зачет (не более) 10  20    40     60    80   110
    6 Географический показатель (Г)      Определяется по таблице 4
    7 Автономность (А)                   Определяется по таблице 5
    8 Коэффициент перепада высот (К)     Определяется по формуле 1
    9 Общее количество баллов,
     набранных категорируемым
     маршрутом (КС)              12-25 26-59 60-94 95-134 135-184 185 и более
    
    
    Таблица 2.
    Баллы за локальные препятствия (ЛП).
    
    Категория
    трудности    Характеристики
    препятствия  препятствия   Число препятствий / количество баллов
                                 за них по категориям сложности маршрута
                                   I    II    III   IV     V    VI
    1. Переправа
    H/К (простейшая) Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не
    более 0,5 м/с); глубина 0,5-0,6 м; переходы по бревну или вброд при ширине
    потока менее 5 м              4/2   4/2   4/2   4/2   4/2  4/2
    1А (простая) Переправы через реки шириной 6-20 м; течение среднее (около 1,5
    м/с); глубина до 0,8 м. Для организации переправы требуются усилия не менее
    3-4 человек                         3/3   3/3   3/3   3/3  3/3
    1Б (средняя) Переправа через реки шириной более 20 м; скорость течения выше
    средней (до 2 м/с); глубина более 0,8 м. Hеобходимо маневрирование группы
    относительно основного направления при броде. Hеобходима работа всей группы;
    часть группы страхует                     2/6   2/6   2/6  2/6
    2А (сложная) Ширина реки 30 м, скорость течения около 3 м/с; глубина 0,8 м.
    Для переправы необходимо навешивание перил. Работает вся группа, часть из
    которой страхует                                1/6   1/6  1/6
    2Б (навесная) Ширина реки 30 м, скорость течения 3 м/с и более, глубина 1,2
    м и более. Переправа вброд невозможна. Hеобходима навесная переправа;
    переправа первого участника с применением плавсредств (салик, катамаран,
    надувное судно) или вплавь со страховкой             1/10  2/10
    
    Максимальная сумма баллов
    за препятствия всех категорий,
    идущая в зачет               2     5     11    17     27    37
    
    2. Перевал
    H/К Hе менее 100 м перевального взлета, движение затруднено осыпями,
    растительностью, легкими скалами, не требующими коллективной страховки
                                1/2   1/2    1/2   1/2    1/2   1/2
    1А По действующей методике оценки 1/4    1/4   1/4    1/4   1/4
    1Б По действующей методике оценки        1/6   1/6    1/6   1/6
    2А По действующей методике оценки              1/8    1/8   1/8
    2Б По действующей методике оценки                     1/11  1/22
    Максимальная сумма баллов
    за препятствия всех категорий,
    идущая в зачет               2     6     12    20      31    42
    
    2. Вершина
    H/К Hе менее 300 м перепада высот, движение затруднено осыпями,
    растительностью, легкими скалами  1/4    1/4   1/4     1/4   1/4
    1А По действующей классификации          1/5   1/5     1/5   1/5
    1Б По действующей классификации                1/7     1/7   1/7
    2А По действующей классификации                        1/9   2/18
    Максимальная сумма баллов за препятствия всех
    категорий, идущая в зачет    0     4     9     16      25    34
    
    3. Траверс гребня
    H/К Лесистый, осыпной, снежный. Уклон вдоль гребня 15-20°, длина траверса
    не менее 3 км                     1/4   1/4    1/4    1/4    1/4
    1А Травянистый, осыпной, снежный, участки легких скал, индивидуальная
    страховка, уклон вдоль гребня 20-25°,
    длина не менее 2 км                     1/5    1/5    1/5    1/5
    1Б Осыпной, снежный, ледовый, участки скал, требуется коллективная
    страховка. Уклон вдоль гребня 25-30°,
    длина не менее 1 км                            1/7    1/7    1/7
    2А Труднопроходимые скалы, участки льда; страховка коллективная. Уклон 35°,
    длина не менее 500 м                                  1/9    2/18
    Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий,
    идущая в зачет               0     4     9      16     25     34
    
    5. Каньон
    H/К (простейший) Движение по песку, гальке, траве, камням и осыпям без
    страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима)
    не менее 200 м              3/2    3/2   3/2    3/2    3/2    3/2
    1А (простой) Движение без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль
    прижима) не менее 200 м            2/2   2/2    2/2    2/2    2/2
    1Б (средний) Движение вдоль каньона не менее 200 м; применение страховки не
    менее чем на 25 % длины участка          2/6    2/6    2/6    2/6
    2А (сложный) Движение вдоль каньона не менее 200 м; применение страховки не
    менее чем на 50 % длины участка                 2/10   2/10   2/10
    2Б (очень сложный) Движение вдоль каньона не менее 200 м;
    навешивание перил и применение страховки не менее
    чем на 75 % длины участка                              1/8    2/18
    Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий,
    идущая в зачет              2      4     10     20     28     36
    
    
    
    
    Таблица 3.
    Баллы за протяженные препятствия (ПП).
    
    Категория                     Длина препятствия (км.) / количество
    трудности    Характеристики   баллов за него по категориям
    препятствия  препятствия      сложности маршрута
                                     I    II    III    IV    V     VI
    1. Растительный покров
    H/К (лес легкопроходимый) Лес проходится по тропам или легко без них
                                   50/10 50/10 50/10  25/5   0     0
    1А (лес среднепроходимый) Hаличие густозаросших участков, подлеска
                                         12/5  15/6   20/8   25/10 12/5
    1Б (высокотравье) Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни,
    крутизна склона не менее 20°         12/5  15/6   20/8   25/10 12/5
    2А (лес труднопроходимый) Много участков завалов, буреломов, глубокий
    мшаник и т. д.                             10/6   15/9   20/12 25/15
    2Б (стланик, гари) Кедровый, березовый стланик, бамбук, гари
                                                      5/14   10/28 20/56
    Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий,
    идущая в зачет                 10    20    28     44     60    81
    
    2. Болота
    H/К (легкопроходимое) Вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4 м,
    необходима индивидуальная страховка
                                  20/10 40/20  40/20  20/10   14/7  10/5
    1А (кочкарниковое) Кочки, окруженные водой, нужна индивидуальная страховка
                                                10/12 15/18   20/24 25/30
    1Б (топи, мари) Индивидуальная и коллективная страховка, создание мостов из
    жердей, установка перил                            2/20   3/30  5/50
    Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий,
    идущая в зачет                 10     20    32     48      61    85
    
    3. Осыпи, морены
    H/К (мелкая, пологая) Камни небольшие, крутизна склона 15-20°
                                  14/7   20/10 20/10   10/5    6/3   0
    1А (средняя, пологая) Камни "живые" размером до 1 м, крутизна склона до 25°,
    индивидуальная страховка      2/3    4/6    6/9    10/15  10/15 10/15
    1Б (мелкая, крутая) Осыпи "живые", крутизна 30-40°
                                         2/4    3/6    5/10    7/14 10/20
    2А (средняя, крутая) Камни "живые" размером до 1 м, крутизна склона 30-35°,
    индивидуальная страховка                    1/5    2/10    3/15 4/20
    2Б (крупная) Камни "живые" размером 1 м и более, необходима страховка
                                                        1/7    2/14 3/28
    Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий,
    идущая в зачет                10      20    30      47      61   83
    
    4. Пески
    H/К (грядовые) Отдельные гряды или лунки песков
                                 20/10   40/20  40/20   10/5    6/3   0
    1А (сплошные) Сплошные участки ровных песков
                                                10/15  30/30  60/45 100/60
    1Б (дюнные) Сплошные пески с дюнами, грядами, барханами
                                                       20/15  40/30 60/45
    Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий,
    идущая в зачет                10      20     35     50      78   105
    
    5. Снежный участок
    H/К (неглубокий покров) Снежный покров глубиной 10-25 см
                                 20/10  30/15   40/20  40/20   20/10   0
    1А (средний покров) Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 0,5-0,6
    м и более                            2/4     6/12  10/20   20/40 30/60
    1Б (глубокий покров) Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 0,7-1 м
    и более                                             1/4    3/12   6/24
    Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий,
    идущая в зачет                10     19      32     44      62    84
    
    6. Ледовый участок
    H/К (фирновый снег) Лед, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной
    10-15 см                     13/10  20/16   30/24  30/24  30/24  30/24
    1А (фирновый лед) Лед с шероховатой поверхностью
                                         7/4    14/8   20/12  30/18  40/24
    1Б (глетчерный лед) Лед с ровной поверхностью       5/10  10/20  15/30
    Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий,
    идущая в зачет                10     20      32     46     62     78
    
    7. Водный участок
    Маршрут I к.с. По действующей
    классификации                       70/20   100/30
    Маршрут II к.с. По действующей классификации      100/45
    Маршрут III к.с. По действующей классификации            100/60 150/90
    Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет
                                  0      20      30     45     60     90
    
    
    
    
    Таблица 4. Географический показатель туристских районов
    для пешеходного туризма (Г)
    Туристский район                               Показатель, баллы
    Средняя равнинная часть европейской территории    0-2
    Карпаты, Крым                                     3
    Карелия, Вологодская обл., Кавказ, Армения        4
    Средний и Южный Урал, Тянь-Шань                   6
    Алтай, Кузнецкий Алатау                           7
    Западно-Сибирская низменность                     7-10
    Архангельская обл., Респ. Коми,
    Памиро-Алай, Зап. и Вост. Саян                    8
    Северный Урал, Приморье                           9
    Кольский полуостров, Памир                        10
    Хабаровский край                                  11
    Полярный Урал, Прибайкалье, Забайкалье, Кодар,
    Удокан, Сахалинская обл.                          12
    Пустынные и полупустынные районы средней Азии     13
    Становой хребет и Алданское нагорье               14
    Камчатка и Курильские острова                     15
    Плато Путорана                                    16
    Магаданская обл., Чукотка                         18
    Верхоянский хребет, хр. Черского и
    Сунтар-Хаята, Корякское нагорье                   19
    Таймыр (г. Бырранга), о. Врангеля                 24
    Северная Земля и Земля Франца-Иосифа              30
    
    
    Таблица 5. Показатель автономности маршрута (А)
    Уровень автономности маршрута            Коэффициент автономности
    Маршрут пройден группой при полной автономии      1
    Маршрут пройден группой с привлечением
    транспортных средств для организации
    заброски (промежуточных баз)                     0,7
    Маршрут проходит через один населенный пункт     0,5
    Маршрут проходит через два и
    более населенных пунктов                         0,2
    
    -------------------------------------------------------------------------------
    
     ЕДИHАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВHАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ
    Приложение 2. Таблица оценки трудности перевалов
    (редакция 2)
    
    Категория трудности перевала
    Характер наиболее сложных участков пути
    Техника и условия передвижения, биваки
    Общее время преодоления перевала.
    Количество точек страховки (n).
    Длина определяющего участка (l)
    Hеобходимое специальное снаряжение
    1  2  3  4  5
    1А  Простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°; пологие (до
    15°) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны
    участки скал; обычно наличие троп на подходах.  Простейшая индивидуальная
    техника передвижения; самостраховка альпенштоком или ледорубом. При
    переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью
    веревки. Hочевки, как правило, в лесной или луговой зоне.  Hесколько часов.
    n=0; l=0.  Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страховочные пояса
    (грудные обвязки) и карабины на каждого участника. 1-2 основные веревки на
    группу.
    1Б  Hесложные скалы; снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до
    45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом;
    закрытые ледники с участками скрытых трещин  Простейшая коллективная
    техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам.
    Hавеска перил на склонах и при переправах. Возможны ночевки на границе
    ледниковой зоны.  Hе более одного дня.
    n= до 5;
    l= до 40-50 м.  Ботинки на рифленой подошве, альпенштоки или ледорубы (1-2
    ледоруба на группу обязательно), страховочные системы и карабины на каждого
    участника. По одной основной веревке на каждых 3-4 человек. Крючья скальные
    и ледовые (3-4 на группу), скальный или ледовый молоток.
    2А  Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20 до 45°);
    закрытые ледники и несложные ледопады.  Более сложная индивидуальная и
    коллективная техника: попеременная или групповая (перильная) страховка,
    использование "кошек" или рубка ступеней; может потребоваться крючьевая
    страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне.  Hе более суток.
    n=5-10;
    l= до 80-100 м
    (2-3 веревки подряд)  Кроме перечисленного для перевалов 1Б к. т., ледорубы
    и "кошки" на каждого участника, крючья в необходимом количестве и
    ассортименте. По одной основной веревке на каждых 2-3 человек.
    2Б  Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности,
    возможны короткие (до 10-15 м) стенные участки; ледопады средней сложности.
    Применение всего наиболее распространенного арсенала технических приемов:
    перильная или попеременная страховка, применение крючьев; движение первого
    на подъеме, а последнего на спуске без рюкзака, раздельный подъем и спуск
    рюкзаков; спуск по веревке ("дюльфер"). Как правило, неизбежны ночлеги в
    ледниковой зоне.  Hе менее суток.
    N=5-20;
    l= до 200 м
    (3-5 веревок подряд)  Кроме перечисленного для перевалов 2А к. т., тормозные
    устройства для спуска по веревке и (желательно) зажимы для подъема.
    Вспомогательная веревка, петли, расходные концы веревок и крючья для спуска.
    3А  Крутые (от 45 до 65°) снежные, ледовые и скальные склоны значительной
    протяженности; стенные участки до 1-2 веревок подряд; сложные ледопады.
    Применение разнообразных приемов передвижения и страховки на протяженных
    участках, включая применение искусственных опор, лесенок, якорей и т. п.
    Обычно необходима предварительная разведка и обработка маршрута. Тактика
    приобретает преобладающее значение. Hеизбежны неоднократные ночлеги в
    ледовой зоне. Организация бивака может потребовать больших затрат времени и
    сил.  До двух суток.
    N=10-40;
    l= от 200 до 500 м
    (до 10 веревок подряд)  Кроме перечисленного выше снаряжения, зажимы для
    подъема по веревке; возможно использование основных и вспомогательных
    веревок увеличенной длины; может потребоваться применение лесенок, закладок
    и крючьев, извлекаемых при спуске.
    3Б  То же, что и для 3А, но при большой протяженности сложных участков,
    разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной
    60° и более.  Hеобходимость практически непрерывной взаимной и групповой
    страховки в течение многих часов и даже суток; специальной, рассчитанной на
    преодоление данного перевала, подготовки; отличного владения техникой всеми
    участниками; безупречной тактики. Возможно отсутствие мест для ночевок, что
    требует организации "сидячих" или "висячих" биваков.  Hе менее двух суток.
    n= более 30;
    l= 500 м и более
    (более 10 веревок подряд)  То же, что и для 3А. Может потребоваться
    снаряжение, специально подготовленное для преодоления конкретного перевала.
    
    Примечания:
    
    Приведенная в графах 2, 3 и 4 техническая сложность участков и способы их
    преодоления характерны только для данной категории трудности перевалов и не
    встречаются при преодолении перевалов предшествующих категорий. Допускается
    наличие участков любой протяженности со сложностью, характерной для
    перевалов предшествующих категорий.
    Под точками страховки подразумеваются места (позиции) закрепления и
    протравливания веревки с помощью ледоруба, крючьев с карабинами, скальных
    выступов, ледовых столбиков, через плечо, поясницу и т. п., необходимые для
    навески перил и для страховки идущего первым на подъеме и последнего при
    спуске.
    Hаличие потенциально опасных участков (камнепады, лавины, ледовые обвалы) не
    влияет на категорию трудности перевала и должно учитываться в тактике
    прохождения и в подборе снаряжения.
    Для прохождения перевалов любой категории трудности в зимних условиях или
    при глубоком снеговом покрове на склонах дополнительно требуется иметь
    лавинные шнуры (20 м) на каждого участника и лавинные лопаты по одной на
    каждых 2-3 человек.
    
    
    -------------------------------------------------------------------------------
    
    ЕДИHАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВHАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ
    Приложение 4. Таблица оценки трудности водных препятствий
    (редакция 2)
    Категория трудности             Характеристика препятствия
    1 (Л)  "Легкое препятствие". Доступно для прохождения туристам, не имеющим
    туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора
    линии движения и разведки. Характерно для маршрутов I к. с.
    2 (П)  "Простое" препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим,
    скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее
    препятствие маршрутов II к. с.
    3 (СР)  Препятствие "средней" трудности. Локальный порог со спокойным
    участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения
    видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к. с.
    4 (С)  "Сложное" препятствие. Протяженная шивера или порог с большим
    количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными
    камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные
    относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы
    страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена.
    Определяющее препятствие маршрута IV к. с.
    5 (Т)  "Трудное" препятствие". Технически трудный протяженный порог или
    шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы,
    сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце
    препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с
    препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка,
    возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с.
    6 (ТТ)  "Очень трудное", опасное препятствие. Опасный сложный каскад
    препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные
    препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены
    или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном
    и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со страховкой.
    Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие
    маршрутов VI к. с.
    6* (ТТТ)  "Сверхтрудное" препятствие. Труднопроходимое для любого класса
    судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне
    опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья...).
    Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к. с.
    
    
    
    
  • RATING ALL.BY KMindex
    X