Турклуб Берестье
Главная |  О клубе |  Полезности |  Летописи походов |  Фотографии |  Песня |  На привале |  Ориентиры |  Гостевая
Рюкзак
Взято с http://www.progressor.ru

С одной стороны, хороший рюкзак здорово помогает (а точнее - не мешает) нести груз, тем больше, чем он совершеннее и удобнее, но с другой - является "чистым грузом", так как его вес добавляется к весу того, что необходимо нести в первые 2-3 дня, и того, что остается на последние дни или акклиматизационное кольцо. Причем этот вес тем больше, чем больше в рюкзаке наворотов. Есть как бы две школы относительно объема рюкзаков и способов их укладки. Первая учит, что надо запихивать все, что есть внутрь рюкзака, а затем стягивать его стяжками. Такой рюкзак, вообще говоря, лучше защищает вещи от непогоды, и механических повреждений, быстрее собирается, более универсален, но обычно тяжелее. Другая школа, наоборот, старается все, что можно расположить снаружи рюкзака (коврик, специальное снаряжение, пуховку, палатку, котелки и т.д.), уменьшая этим объем и вес самого рюкзака (про вес предохраняющих подвесное снаряжение чехлов при этом забывают!). Утверждается, что при таком образе действий количество переносимых вещей такое же, что и в рюкзаках первой школы. На практике люди с такими рюкзаками обычно стараются забрать тяжелое и необъемное снаряжение. Это можно пережить, пока таких людей не очень много...

Общие рекомендации при покупке, заказывании или изготовлении рюкзака.

Как ни странно, несмотря на обилие различных рюкзаков в продаже (как отечественных, так и известных зарубежных фирм), сложно найти среди них хотя бы один рюкзак без серьезных ошибок. В настоящее время на каждый выставленный на продажу рюкзак приходится 3-5 грубых ошибок. Поэтому покупать рюкзаки надо очень внимательно. Конструктивно рюкзак включает в себя (в минимальной конфигурации):

  • собственно мешок
  • систему подвески:
    • пояс
    • подушку под поясницу
    • лямки с плечевыми оттяжками
  • клапан
  • карманы

Особое внимание надо обращать на качество материалов и швов. Для начала стоит рассмотреть ткань. Она должна быть:

  • капроновой (или другая синтетика)
  • прочной (желательно авизентового плетения, впрочем, это зависит от человека: некоторых с трудом держит авизент, а другие годами ходят с рюкзаком из технического капрона)
  • не слишком тяжелой (поэтому лучше все-таки не сам авизент)
  • водонепроницаемой (желательно или обязательно - решайте сами. Большинство пропиток держится один хороший поход и/или год нечастых воскресных выходов. Накатки - попрочнее).

Емкость рюкзака должна быть сшита капроновыми (чуть хуже - лавсановыми) нитками (тем толще, чем прочнее ткань), ДВОЙНЫМИ швами (т.е. швы, в которых не менее двух одинаково нагруженных отстрочек - парусный, брючный, т.е. запошивочный и настрочной) шириной 8-15 мм

Часто вертикальные швы (например, шов между спиной и боком рюкзака) сшиты одинарным швом, либо швом, в котором из нескольких отстрочек нагружена только крайняя (и они рвутся одна за другой или рвут ткань). Стропы, усиливающие ткань, должны быть пришиты к ней как следует - двумя (или более) отстрочками. Стропы между собой сшиваются 6-10 равно нагруженными строчками (например, как на рисунке)

К ткани стропы и лямки пришиваются тоже многими строчками (можно и так, как на приведенном рисунке выше), причем если прилагаемое к ткани усилие может быть направлено в разные стороны вдоль ткани, или перпендикулярно ей, то соответственно этому и надо пришивать стропу. Например, возможный вариант пришива стропы, за которую поднимают рюкзак, приведен на рисунке ниже. Такие вертикально расположенные ручки для подъема рюкзака пришивают в верхней четверти рюкзака.

Аналогично имеет смысл вшивать лямки, но загибы вверх и вниз лучше делать сантиметров по 5, и швов должно быть еще в 2-3 раза больше (крепление лямок постоянно истирается на переходах невысокой, но периодической нагрузкой, это же верно и для нижней стропы- оттяжки лямки. Ткань при этом полезно укрепить с изнанки. Габаритный размер рюкзака по ширине не должен превышать 55 см - иначе возникают сложности при проходе через двери вагона. Хорошо, если толщина мешка не больше 25-27 см в среднем сечении (и не меньше 20-22 см) - тогда он не так сильно тянет назад. Таким образом, ориентировочные размеры

очень большого экспедиционного рюкзака
100 см на 55 см на 27 см (150 л)

большого или среднего рюкзака (кто как считает)
80-90см на 45-50 см на 25 см (90-110 л)

среднего и малого рюкзака
50-60 см на 40-50 см на 22-25 см (44-75 л) (треккинговые, штурмовые, прогулочные модели).

Стиль, модель, навороты полностью зависят от вкусов автора-изготовителя. Приведем взгляд с точки зрения функциональности.

Дно (и крышку - если есть) лучше делать овальной, а не прямоугольной формы. Иногда делают расширяющиеся кверху рюкзаки (бока и/или перед и спина рюкзака выполнены в виде усеченных конусов). Они объемнее, но несколько менее технологичны и в них труднее использовать коврик в качестве несущего элемента (вставлять по кольцу).

Мешок может заканчиваться вверху традиционно - затягивающимся тубусом, либо просто крышкой на молнии (как у чемодана). Последний вариант лучше предохраняет от дождя, позволяет быстрее открывать/закрывать рюкзак. Боковые стяжки (заходящие еще и на перед рюкзака) позволяют регулировать объем мешка в 2 и более раза и быстро собирать рюкзак с его последующей утяжкой (правда, это хуже получается, если внутрь по кольцу вставлен коврик).

Стяжки лучше крепить к усиливающей стропе. Пряжки на них - можно пластмассовые (если они качественные) - должны в первую очередь легко затягиваться и ослабляться. Но поясную пряжку, например, легко раздавить ботинками или кошками, так что придется брать запасную. Внизу мешка, с боков, полезно сделать невысокие широкие кармашки (под палки, стойки, лыжи и прочее). Помимо ручек для подъема рюкзака пришивают кольца из стропы для подвешивания рюкзака к веревке - со спины - в области пришива лямок, с "лицевой" стороны - на расстоянии 5-15 см от дна и 10-20 см от верха. Пришивают согласно вышеизложенным соображениям о разных возможных направлениях нагрузки к усиливающим стропам.

Наличие на мешке карманов и клапанов от зависит от личных вкусов. Плюс - удобный и быстрый доступ к их содержимому. Минусы - цепляются в общественном транспорте, при вытягивании рюкзака по веревке и просто в лесу - за кусты; утяжеляют конструкцию (иногда значительно). Мешок с крышкой на молнии позволяет обойтись без клапана, а доступ к содержимому вверху рюкзака не хуже, чем в клапан или карман.

Система подвески в первую очередь должна быть удобной (хорошо сидеть на хозяине рюкзака), прочной, и не должна сминаться расчетным грузом. Пожалуй, только последнее требование, в сочетании с желанием (назовем это так) перенести чудовищный вес, оправдывает применение станковых рюкзаков. "Не все ли равно,- говорят сторонники "станков", - нести 70 кг или 72?" Поскольку станок - за исключением сложных композитно-титановых конструкций - это как раз килограмма два. Так называемые мягкие станки (несущим элементом является утянутый стяжками мешок рюкзака, в который по кольцу вставлен коврик и набиты вещи) обычно хорошо выдерживают нагрузку до 35 кг и удовлетворительно - до 50кг. Наполнение лямок и пояса также должно быть рассчитано на характерную максимальную нагрузку (у кого 30, а у кого и 50) - чем она больше, тем толще, шире и плотнее наполнение. Пенополиэтиленовый ижевский коврик слабоват почти для любой нагрузки (в крайнем случае можно поставить сложенные вдвое его плотные разновидности - серо-серую, серо-розовую), лучше ставить раза в два более плотный пенополиэтилен, а еще лучше - пенополиуретан (каремат). Можно ставить к телу более мягкий материал, чем от тела. Оптимальное распределение нагрузки: 1/3 лямки, 2/3 - пояс, поэтому пояс должен быть мощнее лямок (например, ширина пояса 12 см на бедрах, лямок 8 см в верхней части при толщине 12 мм. Такая конструкция из каремата держит до 40-45 кг). Форма пояса и лямок должна быть такой, чтобы оптимально лежать и нагружать тело. На настоящее время считается, что пояс должен быть таким, чтобы в застегнутом состоянии располагаться примерно горизонтально (это означает, что его надо выкраивать на бедрах загибающимся кверху на 5-35 градусов в зависимости от анатомии. Это надо предварительно прикинуть с сантиметром, выкройкой, или просто померить несколько готовых рюкзаков). На пояс ставится пряжка-самосброс, которую, в целях безопасности, легко расстегнуть, причем одной рукой! Над поясом обязательно надо сделать "поясничную подушку" - горбик на рюкзаке высотой 15-20 см и толщиной 3-5 см в вершине, но не из поролона, как это обычно сделано в покупных рюкзаках, а из той же пенки. Хорошо подогнанная "подушка" не дает рюкзаку сползать вниз, позволяет значительно разгрузить лямки и нагрузить пояс.

Сложные системы подвески на покупных рюкзаках должны хорошо вам подоходить (проверять надо с нагруженным рюкзаком), поскольку часто их выбор фирмой-изготовителем обуславливается "красивостью", а не продуманной посадкой по фигуре, и только делают рюкзак тяжелее на 100-400 г. Кроме того, почти все эти схемы изготовлены из поролона (!). Вы любите компрессы?

Лямка же в рабочем положении сначала огибает шею, а затем уходит под мышку. Таким образом ее целесообразно выполнять S- образной формы (также сообразно с анатомией). Характерные формы пояса и лямки приведены на рисунке (изгибы примерно вдвое преувеличены для наглядности). Крестиком помечено место пришива плечевых оттяжек.

Плечевые оттяжки многие крепят к спинке рюкзака, которая при этом вытягивается и в результате система почти не облегчает переноску рюкзака. Чтобы плечевые оттяжки снимали максимальную часть нагрузки с плеч, необходимо, чтобы они направлялись как можно выше. Нам понравилась следующая система (Y - образная схема, идет максимально высоко - через верх рюкзака), которая, в частности, полностью решает проблему оттягивания передней стенки рюкзака:

Самосброс 1 продевается в ответную часть, пришитую к переду рюкзака; сама схема Y лежит на рюкзаке (под клапаном), а плечевые оттяжки продеваются в пряжки 2 схемы. Чтобы не потерять такую конструкцию, концы стропочек 3 подворачивают несколько раз и застрачивают после сборки схемы.

Есть промежуточный вариант между станковыми и мягкими рюкзаками, отличающиеся от последних листом металла (дюралюминия) под спиной или несколькими металлическими трубками, по бокам спины рюкзака. По идее, такие рюкзаки позволяют комфортно носить на 10-20 кг больше мягких, но тяжелее на 400-700 г. и неудобны в хранении. Вес рюкзаков зависит от размера, малые покупные - от 1 кг (самоделки от 500 г.), большие покупные - от 1.3 кг (самодельные от 800 г.). Часто "буржуйские" рюкзаки (по крайней мере, привезенные сюда) страдают теми же недостатками, что и наши, да еще тяжелее процентов на 20-30, хотя и стоят в 2-5 раз дороже.

RATING ALL.BY KMindex
X