Турклуб Берестье
Главная |  О клубе |  Полезности |  Летописи походов |  Фотографии |  Песня |  На привале |  Ориентиры |  Гостевая книга
Отчет о пешеходном походе I к.с., по Нарочанскому краю группы туристов географического факультета 4 курса, специальности "География".

Проводящая организация: УО "Брестский Государственный Университет им. А.С. Пушкина" (г. Брест, ул. Ленина 68)
Маршрутная книжка № 11-п-07
Руководитель: Веренич Евгений Алексеевич.
Сроки проведения: с 21.05.2007 по 27.05.2007
Район путешествия: Республика Беларусь, Мядельский р-н.
Краткая нитка маршрута: д. Вузла - оз. Подшанне - д. Кузьмичи - к.п. Нарочь - оз. Б. Больцик - Голубые Озера - Ур. Садовщина - д. Черемщицы - д. Брусы

Характеристика похода:

Цели и задачи похода:
Главная цель похода: получение членами группы опыта участия в пешеходном походе I к.с..
Задачи:
-обучение различным способам ориентирования на местности;
- обучение тактики преодоления различных естественных препятствий;
- получение навыков необходимых для дальнейшего развития всех членов группы, как спортивных туристов.

Заявленный план похода:

Даты    Дни похода    Участки маршрута                               км       Способы передвижения:                                              
20.05                г. Брест - г. Минск                                           поезд
21.05      1         г. Минск - г. Вилейка - д. Узла - оз.Подшанне   14         автобус, пеш.
22.05      2         оз. Подшанне - д. Гатовичи - оз. Кузьмичи       20            пеш.
23.05      3         оз. Кузьмичи - д. Нарочь - оз. Б. Больцик       26            пеш.
24.05      4         рад. выход на Голубые озера                     10            пеш.
25.05      5         оз. Б. Больцик - Ур. Садовщина                  20            пеш.  
26.05      6         ур. Садовщина - д. Черемщицы                    21            пеш.
27.05      7         д. Черемщицы - д. Брусы - г. Минск              16          пеш. автобус  
28.05                г. Минск - г. Брест                                            поезд

Итого активными способами передвижения: 127 км.

Характеристика подъездов: Из Бреста до Минска выехали поездом Брест - Лунинец - Минск, отправление в 20:36, прибытие в 6:32, стоимость 11.000 бел.руб.(льготный), удобен тем что прибывает в Минск незадолго до отправления автобуса на Мядель (7:15), стоимость 11.560 бел.руб (полный, т.к. ехали в понедельник и льготы для студентов не работали), прибытие в 10:20 в д. Узла. На протяжении всего маршрута подъездов не было.
Возвращались на автобусе Черемщицы - Минск, отправление в 7:42, прибытие в 10:00, стоимость 6.000 бел.руб (льготный). Далее сели на поезд Минск - Брест отправление 13:58, прибытие 18:20, стоимость 11.000 бел.руб (льготный).

Список участников группы:

№  ФИО, адрес, место работы                   год рождения       должность            тур. подготовка
                                                                         
1  Веренич Евгений Алексеевич,                   1986          руководитель      Кавказ II-у  Алтай III-у                                                    
    БрГУ студент
2  Ворончук Илья Васильевич                      1985          зав. по снар.               ПВД                    
    БрГУ студент
3  Мисуно Максим Юрьевич                         1986             медик                    ПВД
    БрГУ студент
4  Пылик Николай Николаевич                      1986            фотограф                  ПВД
    БрГУ студент  
5  Хлебов Юрий Викторович                        1985            реммастер                 ПВД
    БрГУ студент
6  Нечай Елена Владимировна                      1972           инструктор             Беларусь I-р 
    БрГУ преподаватель
7  Дерунец Татьяна Анатольевна                   1986          хронометрист                ПВД
    БрГУ студент 
8  Михайловская Вера Александровна               1986         зав. по питанию              ПВД  
    БрГУ студент 
9  Сахарчук Яна Александровна                    1986            казначей                  ПВД
    БрГУ студент
10 Сидорук Наталья Васильевна                    1985            казначей                  ПВД
    БрГУ студент
11 Стригун Яна Валерьевна                        1986            краевед                   ПВД
    БрГУ студент
12 Шелюк Алина Яновна                            1986         зав. по питанию              ПВД 
    БрГУ студент

Описание технико-тактических действий группы на маршруте.

Характеристика ежедневного перехода:

21.05.
Первый день похода. Группа прибыла на автобусе до деревни Узла. В школе проставили печати в командировочных документах и маршрутной книжке. В 11:00 выходим на маршрут, дорога лесная одноколейная, проходит через хвойный лес. Через 15 мин. делаем первый привал. В 12:17 приходим в д. Лужи, которая располагается на месте бывшего аэродрома времен 2-й мировой войны. Здесь пополнили запасы воды. За деревней большое количество дорог не обозначенных на карте, причем различной величины и степени разъезженности. Повернули на дорогу ведущую в северном направлении, хотя она и не являлась основной. Далее дорога проходила либо через лес, либо через вырубки. Спустя 1.5 км сделали привал в лесу на перекрестке с примыканием дороги. В 13:10 привал на пересечении лесной дороги с трассой Р-60, есть беседка. Продолжаем движение в северном направлении, входим в гидрологический заказник Черемшицы. Дорога проходит через хвойный лес, в понижениях - болота. За два перехода доходим до озера Подшанье. На привал стали в 15:20 на перекрестке дорог, который находится перед озером, озера не видно из-за густого ельника и густого подлеска из молодых елей и мелкого кустарника. Сделали разведывательный выход на озеро с целью поиска мест для ночлега. Оказалось что мест для стоянок нет, вдоль всего озера тянется полоса болота, которое затрудняет постановку лагеря. Было принято решение продолжить движение до озера Бледное находящееся в двух км. озера Подшанье. За один переход в 25 мин. достигли озера, вышли на его восточный берег. Организованных мест для стоянок не оказалось, зато нашли старое кастрище недалеко от берега. Место для лагеря выбрали на берегу озера. Постановку лагеря начали в 16:00. Вдоль берега тянется 20-ти метровая полоса редкого сосняка, на всем протяжении которой удобно ставить лагерь. За этой полосой начинается болото, что весьма неудобно из-за огромного количества комаров и прочей живности. Само озеро мелкое, дно песчаное. Отбой в 22:00.
Погода в течении всего дня солнечная, облачность невысокая, ветра нет, температура - около 28° С.

22.05.
Второй день похода. Дежурные встали в 6:10. Общий подъем в 7:00. К 9:00 группа была готова к выходу на маршрут. За один переход пришли в д.Гатовичи. Деревня небольшая, стоит на берегу оз. Нарочь. Привал сделали возле магазина, в котором пополнили запасы продовольствия. В колодце у местных жителей набрали воды. Привал затянулся на 50 мин. В 10:20 продолжили движение. Через деревню проходит асфальтированная дорога, по которой мы и начали двигаться по направлению к деревне Никольцы (дорога идет вдоль оз. Нарочь). Через 2 км дорога начала отклоняться от Нарочи в северо-восточном направлении. Свернули на тропу, которая вела от дороги к озеру, далее она продолжалась вдоль Нарочи, тропа узкая проходит через невысокий кустарник и заболоченную местность. На небольшой поляне около озера сделали привал на 20 мин. Продолжив движение по тропе вышли на трассу А-242, ведущую к д.Нарочь. Через 1 км с правой стороны дороги, на холме, посетили обелиск, поставленный в память партизанскому движению ВОВ. Из-за технических неполадок у одного их участников похода выход задержался на 10 мин. Спустя 1 км началась д. Пасынки. Через саму деревню дорога не проходит. С дороги свернули невдалеке от автобусной остановки, от которой в деревню ведет нахоженная тропа. В деревне пополнили запас питьевой воды. За деревней начиналась полевая дорога, ведущая в направлении д. п.Брили и д.Печенки. Спустя 20 мин после начала движения от Пасынков сделали привал на обед 13:00. Местность - холмисто-увалистая, идем в основном через открытые пространства. Дорога часто теряется, иногда превращаясь в узкую - еле заметную тропинку, идущую сквозь высокотравье. В 14:00 выходим к деревне п. Брили, расположенной у подошвы очередного холма, пополнили запасы питьевой воды, кстати, уровень грунтовых вод здесь очень высок и выходит практически на поверхность. За деревней начинается хорошая наезженная грунтовая дорога - двухколейка, которая проходит исключительно через открытое пространство, так что идти по ней в жаркий день, когда на небе ни одного облака, довольно таки затруднительно. Прошли деревню Печенки и. Брили, двигаемся в направлении д. Бресские. Не доходя до деревни Бресские в 14:50 встретили гужевую повозку, двигавшуюся в нашем направлении (до д. Лещинские), местный житель любезно согласился подвезти часть нашего снаряжения и двух наших участников до деревни. Через 20 мин были уже в д. Лещинские. В ней расположен магазин, с неплохим ассортиментом, в котором мы пополнили запасы продовольствия. У местных жителей узнали, что карта не совсем соответствует действительности, и короткой дороги к оз. Кузьмичи нет. Двигаться необходимо было в направлении д. Репяхи, далее на д. Шишки и д. Радки, что значительно увеличило количество оставшихся на этот день км. (на 8 км). За деревней Радки по направлению к д.Нарочь начинается широкая грунтовая дорога необозначенная на карте, которая проходит вдоль южной оконечности оз. Кузьмичи. С нее мы свернули на полевую дорогу, тянущуюся в 200 метрах от самого озера, пройдя по ней около 1 км, свернули по направлению к озеру, в месте указанном местным жителем. По еле заметной тропинке вышли к озеру. Постановку лагеря начали в 18:20, на берегу озера. Озера заросшее, мелкое. Выбранное нами место для лагеря более подходит для рыбаков, нежели для туристов. Место для костра обнаружили в 2-х метрах от озера, обложенное камнями, от кострища начинается крутой подъем, метра 2, к той поляне на которой стояли палатки, что значительно затрудняло передвижение по лагерю. Разместиться возле костра имели возможность лишь 4 человека, что имело свои минусы. Дрова добывали в кустарнике, тянувшемся вдоль всего озера, нескольких охапок хвороста оказались достаточными, для того чтобы приготовить и ужин и завтрак. Отбой в 22:00.
Погодные условия: первая половина дня выдалась ясной и солнечной, температура до 30?, влажность высокая, ветер отсутствовал. После 14:00 начал дуть легкий ветер, который продолжал набирать силу. На западе стали скапливаться грозовые облака, в которых то и дело вспыхивали молнии, громовые раскаты до нас пока еще не доходили. Небольшой дождь начался после д. Репяхи. Продолжался он до 18:45, так и не перейдя в более серьезный дождь. После распогодилось, хотя солнце так и не вышло более. Вечер теплый, дует легкий ветер.

23.05.
Третий день похода. Самый длинный участок маршрута - около 30 км. Дежурные встали в 6:20. Общий подъем в 7:00. В 9:00 вышли на маршрут. Сначала предстояло преодолеть 4 км по широкой грунтовой дороги ведущей в юго-восточном направлении до поселка Нарочь (дорога на карте не обозначена, но пропустить ее невозможно, она идет параллельно дороге проходящей через д. Плетяши, д. Голубеньки и д.Кусевщина). В Нарочи были в 10:00, в деревню входили с востока. Прошли около 1 км, и вышли на главную площадь, где располагается местный сельсовет, дом культуры, банк, церковь и несколько магазинов, в которых мы докупили необходимые продукты. В сельсовете поставили печать в маршрутной книжке. Далее наш путь лежал до д. Мельники. Нарочь мы оставили в 11:00, по дороге зайдя в аптеку и докупив лейкопластырь, который пользовался большой популярностью ввиду массовости мозолей. За 40 мин дошли до д. Мельники, где набрали колодезной воды. В 12:00 вышли из деревни, следует отметить, что за деревней (северной околицей) берут начало несколько дорог, следующих приблизительно в одном направлении. У местных жителей узнали, что когда-то здесь проходила старая железная дорога, которую смыло наводнением несколько десятков лет тому назад. Двинулись в северо-западном направлении, перешли мостик через небольшую речку в километре за деревней. Дорога лесная одноколейная. Пропустили развилку, где нам было необходимо сворачивать к трассе А-235, т.к. развилок таких было несколько, причем дороги, отходящие от той по которой мы продолжали движение в основном были заброшенные и никем не используемые. Когда дорога окончательно свернула на западное направление, поняли что промахнулись, и на следующей развилке, находящейся в 1 км от необходимой сделали небольшой привал на 10 мин. Продолжили движение в северо-восточном направлении. В 13:00 вышли на трассу А-235, сделали привал, так как сразу за дорогой начиналась хорошо наезженная дорога необозначенная на карте. Два человека отправились на разведку, в результате которой выяснилось, что через 500 метров к дороге примыкает грунтовая дорога. Разведка дошла до ручья соединяющего оз. Белоголовое и оз. Вел. Швакшты, где повернула назад. На обратной дороге встретила местного жителя на личном автомобиле. Он рассказал, что большинство дорог, обозначенных на карте, уже не существуют, заброшены и заболочены, в следствии чего передвижение по ним серьезно затрудненно. До оз. Бол. Больцик возможно добраться, лишь пройдя деревни Роскошь, Бояры и Поповцы, рядом с которыми проложена двухколейная грунтовая дорога, необозначенная на карте. Разведка вернулась через 20 мин. и группа продолжила движение. В 14:25 вошли в д. Роскошь, здесь сделали привал с перекусом, пополнили запасы питьевой воды. В 15:00 продолжили путь. Дорога до д. Поповцы заняла 25 мин, следует отметить, что дорога не проходит непосредственно через деревню, а огибает ее с юга. В деревню не заходили. В 1 км за деревней сделали привал на 15 мин. После привала, через 600 метров дошли до примыкания лесной дороги слева, на которую мы и свернули, после совещания с местными жителями, находящихся неподалеку на полевых работах. Через 1.5 км дорогу пересек широкий ручей, впадающий в р. Страча. Ручей шириной метров 15, максимальная глубина 65 см. Скорость течения невысокая. Преодолевали вброд в 16:30. После преодоления ручья - небольшой привал на 10 мин. Дорога продолжала вести через лес. В 17:25 - следующий привал, на 15 мин. Далее дорога принимала южное направление, перешли один холм, на спуске со следующего холма - привал в 18:10, с целью поиска места для постановки лагеря. Разведка была предпринята в двух направлениях. Первое: далее по дороге, пересекая ручей вытекающий из оз. Бол. Больцик, далее в сторону самого озера. Второе: на запад от холма, к месту впадения вышеупомянутого ручья в реку Страча. Разведка заняла 30 мин. После небольшого совещания было принято ставить лагерь в районе второй разведки, т.к. оз. Бол. Болцик входит в состав гидрологического заказника: Голубые озера, для организации лагеря, на территории которого необходимо специальное разрешение местного лесничества, которого у нас не было. Постановку лагеря начали в 18:50, на невысоком холме, на берегу р. Страча, рядом с местом впадения в нее ручья. Дрова для костра нашли в невысоком кустарнике, растущем вдоль ручья. Воду, для готовки еды набрали в р. Страча, Подходы к воде, не слишком удобны, из за густых зарослей крапивы и осоковых, на берегу реки.
Погодные условия: в течение всего дня ясная солнечная погода, слабый ветер, невысокая облачность.

24.05.
Четвертый день похода. Это день радиального выхода на Голубые озера. Подъем дежурных в 6:30, общий в 7:10. Собрали небольшой рюкзак, в который вошли аптечка, ремнабор, полотенца, немного конфет и телефоны. На охрану лагеря, во время радиального выхода согласилось два человека. Остальная группа в составе 10 человек отправилась на маршрут. Сначала вернулись на дорогу с которой мы свернули 23.05 к нашему нынешнему лагерю. Дошли до пересечения с ручьем. Ручей в этом месте неглубокий, прозрачный. Перешли через него по клади, находящейся в 5 метрах левее от дороги. На другой стороне обнаружили два родника, в которых пополнили запас питьевой воды. Далее на северо-запад в сторону оз. Глухое. До озера дошли за 20 мин. На озере задержались на несколько минут. Далее через речку Страча (перешли через полуцелый мост), к озеру Окунек. Следующее озеро - Болдук. Самое большое озеро в системе Голубых озер. На холме перед спуском к воде есть организованные места для стоянок. На берегу озера организовано несколько родников, в которых можно набрать воды. Здесь основную группу покинули два участника, одному из них стало не по себе, и было принято решение отправить его обратно в лагерь с сопровождающим. Затем посетили озеро Карасик, подход к нему еле заметен. Вода в озере имеет бурый оттенок, который свидетельствует о сильной железестости воды. Далее озеро Имшарец, отличающееся мыльной водой. После озеро Вильчиния. Далее по плану должен был быть брод через реку Страча. Дорога привела к хорошо читаемому броду через реку. Ширина около 10 м, максимальная глубина 30 см. После того как переправилась вся группа, заметили, что направление течения в реке не соответствует необходимому. Данный брод вел через р. Лынтупка, впадающей в Страчу буквально через 80 метров. Пришлось возвращаться. Но идти обратно вброд не пришлось, ниже по течению в 50 метрах обнаружили хороший мостик через реку, состоящий из одного бревна и сколоченных перил. Необходимый нам брод должен находиться в 150 метрах на юго-восток, куда мы и направились. Дороги обозначенной на карте ведущей к броду не оказалось на местности. В виду чего была предпринята попытка обнаружить его при помощи разведки, которая не принесла результата. Решено было пересечь реку Лынтупка, по мостику, далее пройти 600 метров вдоль р. Страча. Организовать переправу в брод и выйти на дорогу обозначенную, на карте на противоположном берегу. Первая часть плана легко осуществилась. Но вот выйти на дорогу не получилось. Она уже не существует. Группа двинулась в южном направлении, в сторону оз. Глубля. К которому вышли спустя 25 мин. По холму над озером ведет экологическая тропа, с указателями редких растений произрастающий в данном месте (тюльпан лесной, арника горная и др.). По ней мы прошли 150 метров в западном направлении, после чего спустились к воде. На берегу озера сделали привал на 15 минут. Следующим решили посетить оз. Мертвое, находиться в 250 метрах от оз. Глубля, в северо-западном направлении от северной оконечности озера. Озеро примечательно тем, что на его дне сохраняются стволы деревьев упавших в него. Озеро окружено верховым болотом. Затем вернулись к озеру Глубля, прошли вдоль его северного берега и вышли к оз. Глубелька. На холме над озером находиться смотровая башня, которую мы впоследствии посетили. Далее планировалось посетить оз. Ячменек. От оз. Глубелька двинулись в северо-восточном направлении, надеясь дойти до развилки дорог, одна из которых вела бы к оз. Ячменек. Дороги обозначенной на карте не оказалось, а идти по азимуту сквозь густой ельник было не логично. Поэтому продолжили движение по тропе, которая приняла северное направление. Пройдя по ней 750 метров, вышли к реке (Страче). За десять метров до реки тропа обрывается и теряется в лесу. Через реку обнаружили несколько бревен, наполовину погруженных в воду, имевших вид плотины сооруженной бобрами. Вся группа успешно переправилась на противоположный берег. На нем обнаружили около десятка шестов стоявших под самым берегом, предназначенных для преодоления реки. Не знающий о них человек, их бы и не заметил с берега. Далее группа двинулась к оз. Болдук, затем, по уже пройденной дороге, к лагерю. К месту стоянки прибыли в 17:00.
Погодные условия: в течение всего дня ясная солнечная погода, слабый ветер, невысокая облачность.

25.05.
Пятый день похода. Подъем дежурных в 7:00, общий в 7:30. На маршрут вышли в 9:10. За 20 мин дошли до организованных стоянок "Мельница", место очень красивое, из озера вытекает ручеек в виде водопада, на котором когда-то была построена водяная мельница. Сейчас сохранились лишь фрагменты механизмов. Сделали привал на 20 мин. Переход до д. Яцыны занял 15 мин, далее д. Константиново 25 мин. В 10:30 остановились на привал у окраины деревни, часть группы отправилась в магазин за продуктами. Через 40 мин продолжили путь. Предстояло пройти около 3 км по трассе А-235, еще 40 мин ходьбы и мы стали на привал в месте примыкания лесной дороги к трассе, с юга. Здесь стоит стилизованная под паровоз беседка. Отдых длился 15 мин. В 12:05 сошли с трассы на лесную дорогу, ведущую по направлению к д. Ридупля. Сразу же скажу, что карта не соответствует действительности, в этом районе сейчас проводятся вырубка леса, а также мелиоративные работы по осушению болот, вследствие чего, лес пересекают большое количество дорог ведущих в разных направлениях. Мы же старались держаться юго-восточного направления. Часто приходилось делать разведвыходы, т.к. некоторые дороги тупиковые, ведут либо в чащу, леса и обрываются, либо теряются в болотах. В одном месте пришлось выкладывать кладь, для преодоления заболоченного участка. В 13:00 сделали привал на обед, длительностью в 30 мин. В 14:00 вышли на хорошо разъезженную грунтовую дорогу, идущую с запада на восток. Разведку предприняли в 2 направлениях. В одном из них (восточном) дорога уперлась в реку, явного брода не было, на противоположном берегу не было видно ни продолжения дороги, ни тропинки, только лес стеной. В другом направлении (западном): дорога вышла в поле, через 1.5 км, она стала поворачивала в южном направлении, еще через 600 м в восточном. Было принято решение двигаться во втором направлении. По дороге прошли около 4 км, 55 мин ходьбы, и вышли к деревне Ридупля, в которой сделали привал. В деревне располагается база отдыха Белгосстраха "Сосновый Бор". У местных жителей узнали, что на правом берегу ручья Первый, в 500 метрах к юго-востоку от дороги ведущей от д. Мал. Сырмеж к д. Шеметово есть организованные места для стоянок. К ним мы и решили отправиться. В деревне провели около 30 мин. В 15:45 вышли из деревни в юго-восточном направлении, по широкой грунтовой дороге. Пройдя 3 км (40 мин.) остановились на привал. В 16:40 продолжили движение. Вышли на дорогу ведущую к д. Мал. Сырмеж. На перекрестке решили остановиться, сходили на разведку к ручьям Первый и Средний. На ручье Первый действительно находится организованное место для стоянки, к которому мы вышли в 17:30. Начали постановку лагеря. Места для стоянок располагаются на холме над ручьем, в сосновом лесу окружающем лагерь достаточно сухих деревьев для костра. Единственный минус стоянок - небольшой, заболоченный ручей, дно илистое, вода мутная. Отбой в 22:30.
Погодные условия: в течение всего дня ясная солнечная погода, слабый ветер, невысокая облачность.

26.05.
Шестой день похода. Подъем дежурных в 6:30, общий в 7:10. Выход на маршрут в 9:00. Вернулись на дорогу к д. Мал. Сырмеж. Двинулись в юго-западном направлении, до поворота на д. Абрамы по грунтовой дороге - 2,2 км. До самой деревни еще 2 км по лесной дороге. В Абрамах сделали привал на 20 мин. Пополнили запасы пресной воды. Из деревни вышли в 10:15, в северо-восточном направлении. За деревней перешли по мостику через ручей Первый. Далее по лесной дороге. Дорога используется редко, местами заболочена. Метров через 500 свернули на дорогу отходящую к р. Малиновка. В скором времени дорога превратилась в узкую тропу, ведущую сквозь густой ельник, затем она оборвалась в заболоченном кустарнике. Мы продолжили движение в восточном направлении. За кустарником начиналось болото шириной метров 150, которое рассекала р. Малиновка. Подойдя к реке, обнаружили перекинутые через нее бревна, по которым смогла переправиться группа. Речка неширокая - 6 м, глубина - 1,2 м. Преодолели еще 50 м болота и вышли к хвойному лесу, вдоль которого вела еле заметная тропинка. Двинулись в южном направлении. Через 50 м тропинка свернула в лес на восток. Еще через 100 м тропа вышла на заросшую лесную дорогу, идущую перпендикулярно тропе. Мы пошли на юг. Дорога через несколько десятков метров оборвалась в зарослях молодых елей, которые нам пришлось обходить. Через десять минут вышли к небольшому хутору, от которого вела хорошо наезженная дорога в восточном направлении. На окраине хутора сделали привал в 11:20. Через 20 мин продолжили движение. В 11:55 вышли на трассу Р-60. Прошли по ней около 500 метров и свернули к деревне Наносы, находящейся на берегу оз. Нарочь. 2 км по грунтовой дороге, и мы в деревне. Прошли еще около 1 км за деревню, вышли на косу, узкой полосой врезавшуюся в озеро. Здесь устроили привал на 40 мин в 12:40. В 13:20 продолжили движение. Вернулись в д. Наносы и двинулись вдоль озера на юг. В 13:45 пришли в сан. Боровое. На территории которого зашли в магазин, пополнить запасы продовольствия. Здесь нас застал ливень. Пришлось его переждать в магазине. Вынужденная задержка вышла на 40 мин. В 14:30 дождь прекратился и мы продолжили движение. Через 25 мин ходьбы - детский лагерь "Зубренок". Остановка еще на 30 мин. Из лагеря вышли в 15:25. Через 40 мин выходим на трассу Р-60, еще 25 мин и мы пришли в д. Занарочь. Привал сделали на главной площади деревни. Здесь располагается аптека, столовая, несколько магазинов, клуб и кладбище. Через 30 мин продолжаем движение по направлению к д. Черемшицы. Двигаемся по лесной дороге, идущей параллельно трассе Р-60. Через 40 мин очередной привал на 15 мин. В 17:55 двигаемся дальше. Через 20 мин входим в д. Черемшицы. 15 мин по деревне и мы на восточной околице делаем привал на 10 мин. У местных жителей узнали, что до г. Минск можно добраться только завтра на автобусе, идущем через Черемшицы в 7:42. После этого идут только маршрутки, в которые наша группа вряд ли бы поместилась целиком. Было принято решение стать лагерем в 1.5 км от деревни на юго-восток, на берегу р. Нарочь, невдалеке от моста через реку. Место для стоянки нашли неподалеку от реки, рядом с мемориальным знаком, поставленном в честь 700 воинов погибшим в 1 Мировую Войну во время Нарочанской операции. Установку лагеря начали в 19:00. Дрова уже были заготовлены кем-то заранее, так что в лес идти не пришлось. На месте стоянки есть кострище. Так же есть широкая поляна на которой можно установить большое количество палаток. Воду можно набрать в р. Нарочь. Река относительно широкая, до 15 метров, глубина местами достигает 5 метров. Вода чистая, дно песчаное. Берега реки заболочены, заросшие осоковыми и мелким кустарником. Отбой в 23:00.
Погодные условия: до обеда ясная солнечная погода, небольшой ветер. Около 14:00 начался сильный дождь, продолжавшийся 40 минут. Затем распогодилось, небо очистилось от облаков, и до самого вечера было солнечно, слабая облачность, небольшой ветер.

27.05.
Седьмой день похода. Подъем дежурных в 5:30. Общий в 6:00. Выход из лагеря в 7:00. Вернулись на трассу Р-60, и двинулись по ней в западном направлении до автобусной астоновки. Около 1 км по трассе. В 7:45 прибыл рейсовый автобус идущий до Минска. Цена льготного билета - 6000 бел.руб.

Итоги похода:
Главная цель похода: получение опыта пешеходного похода 1 к.с. была успешно достигнута.
Задачи похода также успешно выполнены.
Серьезных травм и увечий у участников похода нет.

Рекомендации для групп, желающих повторить этот маршрут:

1. Не планировать ночевки на озере Подшанье. Берега озера сильно заболочены. Мест для стоянок нет.
2. От деревни Лещинские до оз. Кузьмичи двигаться через д. Плетяши. Здесь проходит грунтовая дорога. Места для стоянки есть на западном берегу озера.
3. При движении к Голубым озерам из д. Нарочь, лучше придерживаться деревень Роскошь, Бояры и Поповцы. Срезать путь не удастся, большинство дорог обрываются в болотах.
4. В лесах на протяжении всего маршрута, встречались следы жизнедеятельности диких животных. Наиболее активны дикие кабаны. Поэтому группа должна соблюдать элементарные правила безопасности, и быть ознакомленной с тактикой поведения при встрече с животным.
5. При использовании карты 1990 года выпуска ("по Нарочанскому краю", наиболее популярной у туристов), соблюдать осторожность при выборе пути. Определенная часть дорог не сохранилась. И напротив появилось большое количество новых дорог, разной величины и степени эксплуатации.

X