Турклуб Берестье
Главная |  О клубе |  Полезности |  Летописи походов |  Фотографии |  Песня |  На привале |  Ориентиры |  Гостевая книга
ОТЧЕТ о горном походе II к.с. по Западному Кавказу группы туристов ТК «Берестье» г. Бреста

Проводящая организация: ТК «Берестье» Брестского Государственного Университета им. А.С. Пушкина (г. Брест, ул. Ленина 68)
Сроки проведения: 25.07.2005 г - 16.08.2005 г
Маршрутная книжка № 22-Г-05
Руководитель группы: Карпеш Михаил Михайлович (Брестский р-н, д. Черни, ул. Брестская 1, тел. 943295)
Район проведения похода: Российская Федерация, республика Карачаево-Черкессия, Западный Кавказ
Маршрут: пос. Домбай - оз. Турье - пер. Джалаучат (1Б) - пос. Домбай - пер. Софруджу (2А) - г. Софруджу (1Б) - пос. Домбай - Птышские ночевки г. Малый Домбай-Ульген (2А) - пер. Чучхур (н/к) - оз. Туманлы-Гель - пер. Зап. Даут (2А) - пер. Узловой (1Б) - пер. Якушева (1Б) - а/л Узункол - пер. Доломиты Южн. (1А) - пер. Нефтяник (1А) - пер. Вост. Кичктгоекгт (1А) - пер. Азау (1А) - пос. Терскол.

1. Характеристика похода:

1.1. Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма		Горный
Категория сложности	11
Протяженность		
активной части (км)	Пройдено 180
Продолжительность	
Общая (дней)		22
Ходовых дней		16
Сроки проведения	25.07.05 - 16.08.05

1.2. Состав группы:

№ Ф.И.О., дом. адрес   	    Год рождения	Должность	Туристская подготовка
1 Карпеш Михаил Михайлович, 					Кавказ 3 к.с. - горный (у) 
временно неработающий, Брестский 				Карпаты 2 к.с. - лыжный (р)
р-н, д.Черни, ул.Брестская 1	1981	Руководитель, фотограф	
2 Марецкая Юлия Леонидовна, 					Кавказ 3 разряд - горный (у) 
студентка БрГУ (юрфак), г.Брест, 				Карпаты 2 к.с. - лыжный (у)
ул.Интернациональная 21-13	1983	Зав. по питанию
3 Веренич Евгений Алексеевич, 
студент БрГУ (геофак), г.Брест, 
ул.Рябиновая 6-112		1986	Летописец		Карпаты 2 к.с. - лыжный (у)
4 Засим Дмитрий Владимирович, 
студент БрГУ (матфак), г.Брест, 
ул.Суворова 116-107		1987	Реммастер		Карпаты 1 к.с. - лыжный (у)
5 Лукьянов Антон Петрович, 
студент БрГУ (геофак), г.Брест, 
ул.Суворова 79-64		1986	Медик			Карпаты 1 к.с. - лыжный (у)

1.3. Цели и задачи похода:
- обучение (обучение приемам передвижения по различным формам горного рельефа, организации страховки и самостраховки, тактике преодоления различных естественных препятствий);
- спортивные цели похода (прохождение маршрута с подъемом на вершины - Софруджу, Малый Домбай-Ульген и перевалы - Джалаучат, Софруджу, Чучхур, Зап. Даут, Узловой, Беляева, Доломиты Южн., Нефтяник, Восточный Кичкинекол, Азау).

1.4. Особенности планирования маршрута:
Маршрут планировался следующим образом:
- первые два дня - акклиматизационные, во время которых предполагалось провести также снежные и ледовые занятия и совершить радиальный выход на перевал Джалаучат;
- следующие два дня были выделены для радиальных выходов на перевал Софруджу и г. М. Домбай-Ульген. Переходы в эти четыре дня проектировались без большой потери и набора высоты, не слишком длинные и сложные - для облегчения привыкания группы к горным условиям, заодно в это время снижался вес рюкзаков за счет расхода провизии и газа;
- в случае возникновения при движении по маршруту каких либо затруднений перевал Софруджу (2А, 3500) мог быть заменен на более доступный перевал Белала-кая (2А, 3400), а перевалы Зап. Даут (2А, 3450) и Узловой (1Б, 3100) - на перевал Кичи-Муруджу центральный (1А, 3150);
- на маршруте также проектировались один резервный день и две дневки, которые в случае надобности (возникновении задержек) могли использоваться как резервные дни;
- перевал Вост. Кичкинекол был запланирован как альтернативный вариант маршрута на случай возникновения лишнего времени.

1.5. Заявленный план похода:

Даты Дни пути Участки маршрута	Км	Способы передвижения
25.07 	1	г.Брест — г.Минск — г.Невинномысск			поезд
26.07	2	г.Минск - г.Невинномысск				поезд
27.07	3	г.Невинномысск - г.Черкесск - пос.Домбай 
		- а/л Алибек					4,5	автобус, пеший
28.07	4	а/л Алибек - оз. Турье - ледн. Двуязычный (сборы)3,9	пеший
29.07	5	оз. Турье - пер. Джалаучат (рад. вых.) - 
		пос. Домбай - ур. Медвежья поляна		18,3	пеший
30.07	6	ур. Медвежья поляна - пер. Софруджу - 
		г. Софруджу (рад. вых.) - ур. Русская поляна - 
		Птышские ночевки				19,8	пеший
31.07	7	Птышские ночевки - г. М.Домбай-Ульген (рад. вых.) 
		-подход к пер. Чучхур				7,5	пеший
1.08	8	пер. Чучхур - оз. Туманлы-Гель - р. Кичи-Муруджу 18,2	пеший
2.08	9	р. Кичи-Муруджу - пер. Зап. Даут - пер. Узловой -
		р. Махар-Су					11,7	пеший
3.08	10	Дневка
4.08	11	р. Махар-Су - ур. Джал-Суз-Чат - подход 
		к пер. Беляева					18,2	пеший
5.08	12	пер. Беляева - р. Кичкинекол - подход к 
		пер. Доломиты Южн.				15	пеший
6.08	13	пер.  Доломиты Южн. - р. Чиринкол — подход 
		к пер. Нефтяник					11,7	пеший
7.08	14	пер. Нефтяник - р. Кичкинекол - подход 
		к пер. Вост. Кичкинекол				7,8	пеший
8.08	15	пер. Вост. Кичкинекол — р. Уллу-Езень - 
		подход к пер. Азау				7,1	пеший
9.08	16	пер. Азау - р. Баксан - пос. Терскол		13,7	пеший
10.08	17	Дневка		
11.08	18	Резервный день
12.08	19	пос. Терскол - г.Минеральные Воды - г.Туапсе		автобус, поезд
13.08	20	г. Туапсе
14.08	21	г.Туапсе - г. Брест					поезд
15.08	22	г.Туапсе - г. Брест					поезд
16.08	23	прибытие в г. Брест					поезд

Итого активными способами передвижения				157,4 км

2. Действия группы на маршруте:

2.1. Подъезд, отъезд и оформление документов:

До Невинномысска из Бреста добирались в два этапа: первый этап - поездом Брест - Минск до ст. Минск, второй - поездом Минск - Кисловодск до ст. Невинномысская (прибытие в 6.37 по местному времени). Далее из Невинномысска на автобусе переехали в Черкесск (автобус отходит от ж/д вокзала в 6.50, стоимость 49 рублей). Микроавтобус до поселка Домбай обошелся в 2000 рублей для всей группы. Попутно водитель завез в МЧС для регистрации (без регистрации в МЧС пограничники не оформляют пропуск, для регистрации нужна маршрутная книжка и 2 заявления на имя командира погранчасти с указанием сроков похода, нитки маршрута, количества участников со всеми необходимыми данными на каждого (Ф.И.О., гражданство, год рождения, место рождения, место работы (учебы), домашний адрес, номер паспорт а, когда и кем выдан), на заявлении спасатели ставят свой штамп) и в управление погранотряда для оформления пропуска в пограничную зону (необходимы указанные выше два заявления со штампами МЧС). С этого года гражданам Беларуси регистрация в ОВИРе не нужна (если продолжительность пребывания на территории Российской Федерации не превышает одного месяца. Дорога из Черкесска до Домбая заняла - 2 часа. Перед выходом на маршрут желательно зарегистрироваться в домбайском МЧС (находится рядом с гостиницей «Горные вершины»), потому что если на пропуске выданном пограничниками с обратной стороны не будет штампа «КСП Домбай», то, по словам спасателей, могут быть некоторые неприятности на маршруте при прохождении через погранпосты.

Из Терскола до Нальчика можно добраться на автобусе, который отходит от турбазы в 8-8.30. Мы для экономии времени, не дожидаясь утра, уехали почти сразу по прибытию в Терскол (~ 17.00) на маршрутке до Пятигорска (~ 190 рублей с человека). Далее на электричке добрались до Минеральных Вод, оттуда в 5 утра опять же на электричке до ст. Армавир-1. С этой станции доехали до станции Белореченская, откуда аналогичным способом на электричке (отправляется в 17.55) до Туапсе.

Домой отъезжали из Туапсе 14.08 в 4.00 на поезде Адлер-Брест, который после двух суток пути 16.08 в 10 утра прибывает в Брест.

2.2. Изменения маршрута и их причины:

В целом при прохождении маршрута мы старались придерживаться заявленного графика движения, но в самом начале похода из-за растягивания двух восхождений на целый день вместо предполагавшейся изначально половины (пер. Софруджу и г. М. Домбай-Ульген, вторая половина дня должна была тратиться на подход к другому перевалу) были израсходованы два из трех имевшихся у нас резервных дней (сюда я включаю и две дневки). В связи с тем, что впереди оставалось еще где-то 3/4 длины маршрута на котором могли возникнуть другие задержки по зависящим или не зависящим от группы обстоятельствам, для которых также могло понадобиться время, в маршрут движения были внесены некоторые изменения. В частности, вместо перевалов Западный Даут (2А) и Узловой (1Б) (расположены практически рядом и при нормальном стечении обстоятельств на их преодоление предполагалось затратить один день, но в случае непогоды на это могло уйти как минимум два дня) было решено идти через Кичи-Муруджу центральный (1А), что мы и сделали. На это решение повлиял также такой фактор, как сильная затянутость облаками ущелья Кичи-Муруджу, которая наблюдалась там как вечером, так и утром.

Оставшийся последний резервный день использовали в качестве дневки под перевалом Беляева в целях оздоровления некоторых членов группы.

Очередная задержка возникла при спуске с перевала Доломиты Южн., когда начавшийся в середине дня сильный ливень вынудил нас остановить продвижение по маршруту. В итоге половина дня была потеряна. На оставшуюся часть маршрута времени оставалось столько, что в случае очередной подобной ситуации мы могли не успеть в срок завершить маршрут и в конечном счете опоздать на поезд домой (дорога из Терскола до Туапсе тоже могла обернуться своими проблемами с поездами). Впереди оставалось три перевала, из которых один - Азау являлся обязательным. Проанализировав сложившуюся ситуацию, решили оставшимися двумя (Нефтяник и Восточный Кичкинекол) пренебречь и идти в обход вдоль реки Уллу-Кам. Относительно перевала Нефтяник от встреченных на маршруте туристов нами были услышаны весьма плохие отзывы (однообразный нудный подъем по травянисто-осыпному склону и такой же спуск без каких-либо впечатлений, кроме как негативных) и отрицательные рекомендации, что также повлияло на наше решение. В последствии оказалось, что предпринятое изменение маршрута оправдало себя, когда у нас возникла очередная задержка при спуске с перевала Азау, связанная с переправой через реку Баксан, в результате чего был использован последний резервный день (запланированные резервные дни у нас давно закончились, а этот день образовался после последнего изменения маршрута).

В качестве вывода можно привести здесь такую мысль, что все сделанные изменения графика движения позволили наверстать потерянное время и вовремя завершить поход в конечной точке нашего маршрута - Терсколе. Без них, возможно, мы бы вынуждены были сойти с маршрута где-нибудь в альплагере Узункол.

2.3. Техническое описание определяющих препятствий маршрута и их преодоление: Пер. Джалаучат (1Б, 3050, лд), 28.07, 2-й день. Расположен на северном отроге ГКХ. Соединяет долины рек Алибек и Аксаут. Выход в 6.30 утра с ночевок ниже Турьего озера. По тропе поднялись до «бараньих лбов» у левого переднего края ледника Двуязычный. Ледник закрытый, разорванный. Перед выходом на лед одели кошки, страховочные системы, связались в связки по трое (в этот радиальный выход взяли одного туриста из Астрахани). В связи с тем, что в этот день у нас одновременно с восхождением на перевал были запланированы сборы, в начале наш путь отличался от стандартного и пролегал через трещины, где мы проводили ледовые занятия. После трещин, придерживаясь центра ледника, но немного ближе к его левому краю добрались до последнего предперевального взлета. По пути уделили некоторое количество времени снежным занятиям. Лавируя между многочисленными трещинами, поднялись к седловине перевала. Перед самой седловиной рантклюфт. Его обходили слева по леднику. Седловина перевала с севера скальная, с юга - ледник. Тур на скалах. Время выхода на перевал - 13.20.

Спуск с перевала в основном проходил по пути подъема и занял почти два часа. Пер. Софруджу (2А, 3500, лд-сн), 30.07, 4-й день. Перевал расположен на ГКХ между г. Софруджу и пиком Джессарский. Восхождение на перевал начинали практически от реки Аманауз. Выходили из лагеря в 6.00 утра. Подъем вверх к «медвежьим» ночевкам происходил не по Софруджинскому кулуару, а по снежнику вдоль ручья, спускающегося с большого Белалакайского кулуара. Мы не нашли нужную тропу и решили двигаться по пути группы альпинистов, которые прошли здесь вечером. После окончания снежника поднялись по небольшому сильноосыпному склону (в трех местах понадобилась страховка для всей группы), перешедшему в крутой травянистый склон. Далее следовал пологий участок, на котором мы, наконец, получили возможность уклониться от ручья влево. В направлении реки Аманауз была видна Медвежья поляна, но попытка достигнуть ее (а заодно и выйти на необходимую нам тропу) с этого места не увенчалась успехом, из-за начавшейся у скал сильной крутизны склона. Мы вынуждены были остановить наше продвижение в направлении ночевок, боясь напрасно потерять здесь время. Более легким представлялся путь через сами скалы в направлении перевала. Преодоление отдельных участков потребовало несложного лазания, но без применения страховки. В дальнейшем подъем был более пологим и, преодолев чередование снежников, «бараньих лбов», морен, вдоль склонов г. Белала-кая мы вышли к Софруджинскому бивуаку. Здесь одели кошки, разбились на связки. С бивуака подъем по закрытому леднику около 100 м и деле влево в направлении перевала параллельно скалам. На подходе к ним начинают попадаться трещины значительной длины и ширины, а возле самих скал мы увидели их в большом количестве. Центральная часть ледника также изобилует трещинами. Время приближалось уже к 14.00, мы время от времени слышали треск лопающегося льда и грохот его обвалов со склонов Белала-Кая и поэтому старались держаться немного в стороне от скал. Но тем не менее избранный нами вариант пути на перевал оказался неверным. Когда до перевала оставалось 1 — 1,5 часа хода, мы попали в тупик между трещинами, выход из которого представлялся только один - вернуться назад и попытаться найти другой проход. К этому времени у нашей еще толком не акклиматизировавшейся группы силы были на исходе - сказывался тяжелый подъем по неверному пути сегодняшним утром. Посовещавшись, мы подсчитали, что на попытку найти проход к перевалу и на сам выход на него у нас уже может не хватить времени, которое еще необходимо было нам для отнюдь нелегкого спуска к лагерю. Поэтому про перевал решено было забыть. К Софруджинскому бивуаку мы спустились к 15.00, пообедали и после получасового отдыха двинулись вниз. Спуск вначале проходил по «бараньим лбам», после которых, пройдя несколько снежников, вышли на тропу, проходившую по гребню довольно крутой морены. Далее, взяв немного левее, через два снежника дошли до последней на этом спуске морены, после которой уже на травяных склонах вновь вышли на тропу. По ней еще метров 300 вниз и мы на «Собачьих ночевках», от них до Медвежьей Поляны около 20 минут. От последней тропа уходит влево и практически тут же начинается очень крутой спуск, подъем по которому с тяжелыми рюкзаками выглядел бы проблематичным. Спускаться тоже тяжело, в одном месте пришлось организовать перила для спуска «дюльфером». Ближе к концу спуска тропа сворачивает в Софруджинский кулуар, который мы так безуспешно искали. В самом низу она выходит на тот же снежник, по которому сегодня утром начинался наш путь наверх. В этом месте по бокам тропы стоят два высоких тура из камней, и увидеть их довольно легко. Мы же утром, опасаясь поскользнуться на еще твердом снегу, больше смотрели себе под ноги, нежели по сторонам. В лагерь пришли уже в сумерках - около 21.00. Г. Малый Домбай-Ульген (2А, ск, 3800), 1.08, 6-й день. В качестве исходного пункта для восхождения на эту вершину мы использовали нижние Птышские ночевки. Время выхода из лагеря - 6.00 утра. Тропа наверх начинается рядом, по ней поднялись до верхних ночевок, перешли ручей, после которого отмаркированный турами путь по «бараньим лбам» ведет к леднику (закрытый). Практически в самом его низу тропа сворачивает влево к скалам, по которым мы поднялись наверх западного гребня, являющегося отрогом Малого Домбай-Ульгена. Склоны гребня покрыты большим количеством легко осыпающихся камней, то же самое можно сказать и о его верхней части. В одном месте пришлось организовывать верхнюю страховку. Поднявшись на гребень, мы связались в связки и по слабо заметной тропе двинулись дальше. Россыпи камней закончились, когда мы приблизились к снежнику, находящемуся по левую сторону от нашего пути. Здесь также происходит сужение гребня и начинается довольно крутой подъем. Погода к этому времени начала портиться, нас периодически заволакивало облаками, гремел гром, иногда накрапывал мелкий дождь. Попеременно страхуя друг друга, мы преодолели уже около ста метров вверх по гребню, когда, сопоставив то количество участков, преодолеваемых лазанием, с тем возможным их количеством, которое можно встреть на маршруте 2А, мы поняли, что где-то сбились с правильного пути и сейчас идем по маршруту категории ~ 2Б. Далее мы остановились перед скальным взлетом (на первый взгляд - сплошное лазание), на преодоление которого и путь до вершины у связки из двух человек могло уйти в пределах часа времени. В нашем же случае, при наличии одной связки из трех человек, мы могли затратить где-то в полтора раза больше. Между тем погода продолжала портиться, и дело приближалось к грозе. Приняв во внимание этот факт и то, что мы находились не на своем маршруте, к которому у нас не было описания, мы решили повернуть назад. Когда спустились до уровня каменных россыпей, нас накрыл дождь, сильно ухудшивший условия спуска вниз. В лагерь мы пришли только через 3 часа (16.00).

Пер. Чучхур (н/к, осыпн, 2717), 2.08, 7-й день. Перевал расположен на северном отроге ГКХ между вершинами М. Домбай-Ульген и Мусатчери, соединяет долины рек Чучхур (Домбай-Ульген) и Буульген. Основной подъем начинается немного ниже Чучхурского водопада, к которому ведут хорошо протоптанные тропы. По ним обходим слева водопад и выходим в долину реки Чучхур. Впереди виден и сам перевал. Подход к нему относительно простой. Дойдя до первого снежника, спускающегося с г. М. Домбай-Ульген, поворачиваем влево и выходим на гребень морены. По ней доходим до узкого снежника перед предперевальным взлетом, представляющим собой крутой мелкоосыпной склон. На подъем к седловине перевала тратится около 15-20 минут. Тур на камнях. Время выхода на перевал - 15.30. Спуск к реке Буульген происходит по тропе петляющей по правую сторону от ручья. Дойдя до уровня кустов, находящихся на левом берегу, переходим туда по снежнику, который в этом же месте и заканчивается (ориентир). Далее тропа как таковая просматривается с трудом, спускаться приходится вдоль мелких ручьев, по травяным, скользким склонам (ситуация ухудшается дождем), используя для опоры все, что попадается под руку - начиная от травы и заканчивая кустами и деревьями. Приблизительно через час выходим на болотистую полянку, которая неплохо просматривалась сверху и служила нам ориентиром, по ней идем влево. После поляны еще метров 60 труднопроходимого кустарника и перед нами река Буульген. Отсюда наш путь лежит вдоль ее левого берега вниз. Время от времени встречаются хорошие места для ночевок и примерно через час, промокшие насквозь, мы вынуждены были остановиться.

Пер. Центральный Кичи-Муруджу (1А, сн-ос, 3150), 4.08, 9-й день. Перевал расположен на Даутском хребте, соединяет долины рек Кичи-Муруджу и Махар-Су. По тропе вдоль левого берега реки Кичи-Муруджу добираемся до снежника, по нему переходим на правую сторону ущелья. Далее движемся вперед по морене, и выходим в цирк, находящийся в конце ущелья. Сам перевал скрыт за отрогом и отсюда виден только закрытый ледник, расположенный под предперевальным взлетом. Сворачиваем влево и вдоль ручья поднимаемся до «бараньих лбов», по ним выходим на снежник и около ста метров движемся прямо в направлении перевала. Затем по левому склону огибаем небольшой отрог, загораживавший от нас перевал, поворачиваем влево и вновь начинаем подъем вверх. Через приблизительно сто метров выходим на небольшой участок скал, после которых до седловины остается около 60 метров подъема по снежнику. Тур на камнях. Время выхода на перевал - 11.20. Спуск происходит по осыпному склону до закрытого ледника. Большие открытые трещины видны только с правой стороны в районе его перегиба. Мы стараемся придерживаться центральной части ледника, но в низовьях вынуждены сворачивать влево и спускаться вдоль скал из-за преградивших нам путь поперечных трещин. В нижней части его расположено озеро, из которого вытекает ручей, служащий нам ориентиром для спуска вниз. Вначале передвигаемся по «бараньим лбам», а после переходим на крупнокаменную морену. Дойдя до небольшого снежника, сворачиваем на нем влево и далее, уже на скалах выходим на маркированную турами тропу. Здесь же находятся неплохие места для ночевок. По тропе выходим к озеру, после которого спускаемся вниз по заваленному валунами руслу ручья. В районе места впадения его в реку Махар-Су расположен пограничный блок-пост. Река пока еще довольно мелкая и поэтому здесь удобно переходить на ее правый берег, по которому нам предстоит спускаться до турбазы «Глобус».

Пер. Беляева (1Б, сн-ос, 3480), 7.08,12-й день. Перевал расположен на северном отроге ГКХ между вершинами Джалыколбаши и Узловая, соединяет долины рек Джалпакол и Морде. Вдоль р. Джалпакол по тропе поднимаемся в его верховья, до крупного впадающего слева ручья. Здесь же тропа поворачивает налево, набирает высоту и приводит нас в средней величины цирк, почти все дно, которого покрыто валунами. Через 150 метров, перевалив через морену, мы выходим на свободный от камней травянистый ровный участок ущелья, где есть много хороших мест для ночевок. Далее поднимаемся вверх по морене. Тропа уводит по ее гребню к перевалу Северный Джалпакол, к перевалу Беляева такой выраженной тропы нет. После непродолжительного подъема (менее 100 метров) появляется возможность сойти с морены влево и вдоль нее продвигаться дальше по дну ущелья. В связи с отсутствием описания подхода к нашему перевалу, мы немного запаздываем с решением использовать данную возможность и поэтому нам приходится траверсировать склон для выхода на более правильный путь. Далее по дну ущелья доходим до прохода между скалами (слева) и склоном морены, после него сворачиваем влево и поднимаемся к разорванному на островки снежнику. Отсюда уже виден осыпной склон хребта, на котором расположен наш перевал. Ориентируясь на него, приблизительно через час подходим к предперевальному взлету. Подъем к седловине занимает 15-20 минут. Тур на камнях. Есть место для ночевки. Время выхода на перевал -12.00. Спуск вначале происходит по крутому осыпному склону (около 50 метров). Далее по центральной части снежника глиссированием спускаемся до «бараньих лбов». По ним еще примерно 250 метров прямо вниз и мы над осыпным склоном (около 100 метров), после которого на очереди относительно пологий участок снежника. Находящееся ближе к его середине озеро, мы огибаем с левой стороны и спускаемся к морене. На ее гребне уже просматривается тропа, по которой мы через 20 минут выходим к большой ровной площадке, свободной от камней (много удобных мест для ночевок). У правого ее края -небольшой водоем. Здесь тропа теряется, и мы спускаемся вдоль ручья. Вблизи последнего выполаживания склона мы вновь выходим на тропу, которая постепенно уводит вправо за скалы, где в конечном итоге опять исчезает. Спускаться приходится прямо вниз по крутому травяному склону. Примерно через сто метров натыкаемся на хорошо выбитую в склоне тропу и по ней спускаемся до реки Морде. Переходим на ее правый берег и менее чем через час мы на погранзаставе у альплагеря Узункол. Пер. Доломиты Южн. (1А, сн-ос, 3350), 8.08, 13-й день. Перевал расположен на северном отроге ГКХ между вершинами Южные Доломиты и 40 лет Татарии, соединяет долины рек Кичкинекол и Чиринкол. Исходным пунктом для восхождения на перевал была наша стоянка недалеко от коша, расположенного на берегу Кичкинекола (около получаса ходьбы от погранзаставы). Время выхода - 8.00. По тропе, начинающейся непосредственно за кошем, поднимаемся вдоль ручья сначала до первых ночевок (2 часа ходу), здесь каменистая тропа поднимается круто вверх по траве, крутизна склона около 30°, временами она раздваивается, выбираем наиболее натоптанную тропу. Затем по морене выходим к озеру (полчаса ходу), где находятся верхние ночевки. Обходим его по левому берегу и по морене идём в сторону языка снежника. Справа еще одно озеро. Хорошо видимый с этого места перевал служит ориентиром на дальнейшем подъеме. Поднимаемся практически по центру снежника, забирая чуть влево по ходу, обходя по дуге более крутой участок, и подходим под предперевальный взлёт. Ещё 50 метров по осыпи и несложным разрушенным скалам (идём траверсом слева направо) - и мы на перевале. Перевальная седловина широкая, на ней можно поставить палатки. Подъем на перевал от озера занимает около одного часа. Время выхода на перевал - 11.50. Спуск до снежника происходит по осыпному склону. Далее по снегу спускаемся глиссированием, держась центральной части снежника. В нижней его части переходим в осыпной кулуар, по которому выходим на следующий снежник. На нем сворачиваем влево, затем, не доходя до морены - вправо. Внизу переходим на скалы, где уже немного проглядывается тропа, которая дальше выводит нас к ручью. Перейдя на его правый берег по камням, спускаемся с «бараньего лба» и выходим в широкую и плоскую долину реки Чиринкол (около 1,5 часа с перевала). Отсюда наш путь лежит вниз по тропе вдоль морены. Пер. Азау (1А, сн-ос, 3260), 10.08,15-й день. Перевал расположен на перемычке Хотютау между г. Азаубаши и ГКХ, соединяет долины рек Уллу-Езень и Баксан. По левому берегу реки Уллу-Кам (после того, как прошли погранзаставу) доходим до моста (рядом находится какое-то разрушенное строение и здесь же происходит раздвоение тропы, левая ветвь уводит к перевалу Хотютау, правая - к пер. Азау), переходим на правый берег и движемся по тропе в направлении правого рукава этого ущелья. В этом же направлении уходит череда Зх-4х-метровых шестов, стоящих на расстоянии примерно ста метров друг от друга. Еще полчаса и мы доходим до пограничного блокпоста. После него через 200-250 метров ровная поверхность ущелья заканчивается и начинается подъем по травяным склонам. Через примерно такое же расстояние мы вновь выходим на ровную террасу. Здесь опять происходит раздвоение ущелья на два рукава. Нам - в левый. Вверх отсюда поднимаемся вдоль левого берега ручья по неясно видной среди густой травы тропе, которая вскоре на первых «бараньих лбах» теряется. Далее около 150 метров продираемся через кустарник вдоль ручья и в конце его выходим на травянистый склон, где берем немного влево и поднимаемся к морене параллельно руслу все того же ручья. Тропа здесь уже не читается, туров практически нет, описания подхода к этому перевалу у нас тоже нет. Вначале движемся по направлению к леднику Хасанкой-Сюрюлген, после того, как выходим на морену, начинаем забирать влево, поднимаясь по моренным склонам на верхнюю террасу. Там относительно большая ровная площадка с каменистой поверхностью, есть места для ночевок, в верхнем ее углу стекает ручей. По левую сторону от него находится морена, на гребне которой мы выходим на тропу, изредка начинают попадаться туры. Отсюда виден перевал, ориентируемся по ходу на него. Далее идем по направлению к нижнему краю снежника. Тропа постепенно исчезает. Снежник пересекаем справа налево по диагонали вверх и переходим на морену. После нее - еще один участок снежника и мы подходим к осыпному предперевальному взлету (в основном крупная осыпь). На его преодоление уходит около 10-15 минут. Время выхода на перевал -14.20. Перевальная седловина широкая, есть места для установки палатки. Тур на камнях. Спуск начинается по средней крутизны осыпному склону, далее глиссированием по закрытому леднику спускаемся к его левому краю. Центральная и правая часть его в районе перегиба покрыты трещинами и имеют довольно крутой наклон. По снегу спускаемся до моренного склона, внизу которого еще один небольшой участок снежника, покрывающий сверху ручей. После него выходим на тропу, которая приводит нас к ночевкам на краю крутого осыпного сброса к реке Баксан (высота склона около 150-200 м). Спуск к ней не приносит положительного результата, т.к. река оказывается непереходимой - довольно широкой, с сильным течением. Поднимаемся обратно наверх к ночевкам. Решаем здесь ночевать (около 19.00), а на следующий день через перевал Эхо войны (1Б) выходить на ледовый склон Эльбруса, по тропе (обозначена на карте) спускаться до турбазы Азау и далее в Терскол. Очевидно, правильный путь мы по незнанию пропустили где-то выше. Переправа через р. Баксан, 11.08, 16-й день. Утром (около 8.00) мы двинулись в направлении перевала Эхо войны, но практически тут же отказались от этой идеи, т.к. поддались на уговоры украинских туристов, которые спустились поздно вечером с этого перевала и ночевали недалеко от нас. По их словам нам не стоило идти через Эхо войны -потеря времени (около 4-х часов на один только перевал), гораздо проще переправиться у самого ледника через Баксан. Они как-то там переходили, и все было довольно просто. Вид у их руководителя был бывалый и мы им поверили. Спустились к леднику, попробовали перейти - не удалось. Даже здесь течение сбивало с ног уже в метре от берега. Пока ждали украинцев, сходили на разведку вниз по течению и примерно в 150 метрах от ледника обнаружили место, где по выступающим из воды камням можно добраться до большого валуна на середине реки и попробовать с него допрыгнуть до противоположного берега. В случае удачного приземления там можно было схватиться либо за какой-нибудь выступ, либо за трещины в камнях. Пришли украинские туристы, и переходить у ледника тоже не решились, мы попробовали с ними два раза переправиться в других местах, но безрезультатно (очень глубоко даже у берега). В конечном итоге мы все же решились прыгать. Единственная попытка оказалась удачной. Над рекой натянули навесную переправу и к 14.00 обе группы без потерь уже были на том берегу. Далее вдоль левого берега Баксана по тропе мы дошли до погранзаставы, перед ней свернули на небольшой подъем и вышли на прямую дорогу к Терсколу (1,5 часа от места переправы). Вывод, который можно сделать исходя из анализа событий этого дня - переправляться через подобные реки нужно как можно раньше утром, когда еще не взошло солнце и снега не начали усиленно таять. Уровень воды будет намного меньше, нежели днем.

3. Снаряжение:

3.1. Групповое:

п\п	Наименование				Кол-во
1.	Палатка 4-х местн.			1
2.	Спальные мешки				3
3.	Горелка газовая				2
4.	Котлы					2
5.	Баллоны с газом (220 г)			14
6.	Веревка основная (50 метров)		2
7.	Репшнур расходный			10 м
8.	Крючья скальные				10
9.	Ледобуры				6
10.	Молоток скальный			1
11.	Фотоаппараты				2
12.	Часы					1
13.	Фонарики				3
14.	Групп, документы (марш.книжка, 	
	карта, пропуск)
15.	Ремнабор				1
16.	Аптечка					1
17.	Компас					1

3.2. Личное (основное):

 № п\п	Наименование				Кол-во
1.	Рюкзак					
2.	Коврик
3.	Каска
4.	Ледоруб
5.	Система страховочная
6.	Кошки
7.	Карабины				3
8.	Спусковое устройство			1

3.3. Весовые характеристики груза, взятого на маршрут:

Наименование		На одного человека	На группу в 5 чел	
Продукты 
(всего/в день)  	650 г / на 16 дней -10,4 кг	52 кг
Групповое снаряжение	8 кг				40 кг
Личное снаряжение	12 кг				60 кг
Всего			30 кг				149 кг

Максимальная нагрузка на одного мужчину - 32 кг. женщину - 21 кг.

4. Итоги похода:

Поставленные в начале цели и задачи в основном достигнуты, маршрут пройден почти полностью, серьезных травм у участников похода нет.

Рекомендации для групп, желающих повторить этот маршрут:
- радиальный выход на перевал Софруджу планировать с верхних ночевок (с Софруджинского бивуака);
- в долину реки Баксан лучше переходить через перевал Хотютау; в случае если все же решили идти через Азау, то стараться не увлекаться прямым спуском вниз, а искать путь выхода на склон Эльбруса над ледником, из-под которого вытекает Баксан.

RATING ALL.BY KMindex
X