Турклуб Берестье
Главная |  О клубе |  Полезности |  Летописи походов |  Фотографии |  Песня |  На привале |  Ориентиры |  Гостевая книга
Отчёт
о водном походе III к.с. по р. Охта
совершённом группой туристов т/к "Берестье"
с 20 июня по 2 июля 2005 г.

Вы также можете просмотреть фотографии этого похода.

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.

Водный поход III к.с. по реке Охта, Республика Карелия, РФ.

Цели и задачи путешествия:
1. участие в заочном чемпионате РБ по спортивному туризму
2. пропагандирование здорового образа жизни
3. повышение спортивного мастерства
4. ознакомление с районом похода
5. просто отдохнуть

Предпоходная подготовка.

Выбор района путешествия осуществлялся с учётом пожеланий каждого участника группы. Обладая достаточным опытом по водному туризму, хотелось, что бы поход был не ниже II к.с. Под впечатлением предыдущего опыта путешествий по Карелии был сделан выбор в пользу именно этого района. После изучения материалов о маршрутах по Карелии, группа решила посетить один из самых популярных маршрутов: р. Охта.

Предпоходная подготовка включала в себе:
" распределение обязанностей внутри группы
" изучение отчётов и лоций по р. Охта
" проверка байдарок и необходимый их ремонт
" подбор и изготовление необходимого снаряжения
" подготовка ремнабора и аптечки
" закупка и упаковка продуктов

Нитка маршрута: г. Брест - г. Беломорск - р. Охта - оз. Кукокозеро - оз. Муеозеро - оз. Юлеозеро - оз. Ригорека - оз. Алоозеро - оз. Лежево - оз. Пебозеро - оз. Хинз-ярви - оз. Воронье - оз. Корнизозеро - каскад "Кивристи" - "Охтапорог" - р. Кемь - Подужемская ГЭС - г. Кемь - г. Орша - г. Брест.

Активным способом передвижения: 134 км.

Продолжительность похода: 13 дней, из них 4 дня - дорога, 2 днёвки.

Заброска и снятие с маршрута:
" до г. Беломорск добирались беспересадочным вагоном Брест-Мурманск. Из Беломорска до р. Охта фрахтовали бус (Александр Титов, адрес: г. Беломорск ул. Банковская 53-13, тел. дом. 5-15-96, тел. моб. 8-921-7016856).
" у нашей группы были жесткие сроки возвращения, поэтому назад решили добираться перекладными поездами (вагон Мурманск-Брест не подходил по срокам). Обратно из Подужемья регулярно (примерно раз в час) ходит автобус в г. Кемь, идёт прямо до ж/д вокзала. Из Кеми в 06:08 уходит поезд Мурманск-Кишенёв, на котором мы добрались до Орши (прибытие в 12:20). Из Орши в 14:50 уходит поезд Саратов-Берлин, в котором есть брестский вагон. Прибытие в Брест в 21:27.

Список участников:

ФИО			Год	Туристский		Место		Домашний	Обязанности 
		      рождения	опыт			работы		адрес		в группе
Пухаева Светлана 	1980   	Р. Южн. Буг II Р.		г. Брест ул. Киевская 	руководитель
Владимировна			Р. Южн. Буг III У	Б/р	97-101 тел. 46-18-79	
	
Пухаев Сергей		1979	Р. Воньга II У	    Санта-Импэкс г. Брест ул. Киевская 
Дмитриевич							97-101 тел. 46-18-79	реммастер
	
Сидорук Наталья		1981	Р. Черемош II У	   СП "Дис-ком"	г. Брест ул. Сосновая 
Ивановна							75-49  тел. 24-16-58	зав. по питанию

Масюк Роман		1977	Р. Южн. Буг III Р.	Б/р	г. Брест ул. Московская медик
Николаевич							390/2-23 тел. 41-68-10	

Итоги, выводы, рекомендации

Маршрут соответствует III категории сложности.

По окончании похода был произведён разбор, цели и задачи похода выполнены.

Маршрут пройден группой полностью, за исключением трёх порогов, обносить которые планировалось ещё в Бресте: вторая ступень "Кивиристи", "Тютерин", "Охтапорог". Третью ступень "Кивиристи" ввиду большого количества воды и соответственно повышения сложности (IV к.с.) проходил только мужской экипаж

Рекомендации группам, желающим повторить данный маршрут: поход по р. Охта можно совершать с мая по сентябрь. Исходя из целей, надо выбирать период совершения похода. В первой половине лета на реке много воды, что позволяет повысить спортивное мастерство участников, получить больше удовольствия от прохождения порогов. В это время в Карелии стоят белые ночи. Но большой минус - отсутствие ягод и грибов, а так же много гнуса. При совершении похода в более поздние сроки количество воды падает, что уменьшает сложность порогов, зато в большом количестве присутствует подножный корм. На счёт рыбы можно не беспокоиться - рыбалка хорошая в любой период.

Кроме того, следует обратить внимание на планирование прохождения маршрута и выбор мест для ночёвок: встать можно не всегда, а наличие двух болот протяжённостью более 10-ти км накладывает отпечаток на график движения. Следует проверять рекомендуемые в отчётах стоянки в нескольких источниках, в нашем случае мы не нашли стоянок у впадения р. Чуруж и р. Сянда.

Рекомендации по продуктам: хорошо обдумать количество таких продуктов как тушёнка и рыбные консервы. Из семи банок тушёнки в походе мы съели только одну, и ещё одну в поезде по пути домой. Консервы привезли назад в таком же количестве, каком и брали. Эти продукты с большим успехом заменила рыба во всех видах: вареном, жареном, запеченном и т.д.

II. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Общегеографическая характеристика района путешествия

Рельеф Карелии на нитке маршрута - холмистая равнина, перемежающаяся с болотными массивами, множеством озерных котловин, многочисленными выходами коренных пород. Средняя высота местности над уровнем моря 250 м. Перепад высот на маршруте составил 69 м. Пороги приурочены к выходам скальных пород, на них приходится основной перепад высот.

Климат здесь сравнительно мягкий, сочетает черты континентального и морского: мягкая и прохладная зима, короткое прохладное лето, высокая относительная влажность воздуха, небольшая амплитуда температур. Годовое количество осадков 500 мм. Основная масса осадков выпадает летом. Самые дождливые месяцы - август, сентябрь. В период похода дождливым был только один день. Средняя температура во время похода +14 - +16 С. В районе маршрута в июне, июле стоят белые ночи.

Река относится к особому типу - Карельскому, поскольку она характеризуется незначительным средним уклоном и течением, обилием плесов, пороги приурочены к выходам скальных пород. В период похода всё время стояла высокая воды. Вода в реке довольно чистая, хорошо отстоявшаяся и отфильтрованная в многочисленных озерах и болотах, имеет малую жесткость.

Растительный мир многообразием не отличается: больше половины территории Карелии занято лесами, преимущественно хвойными, с преобладанием сосны. Из лиственных пород здесь произрастают береза, ольха, осина, изредка встречается ценная карельская береза. На болотах часты заросли морошки, черники, голубики, брусники, клюквы, в лесу много грибов (в соответствующий период).

В Карелии водятся рысь, куница, норка, хорёк, горностай, ласка, росомаха, барсук, выдра, бурый медведь, северный олень, волк, лиса, енотовидная собака, белка, крот, еж, ондатра. Встречаются глухарь, тетерев, куропатка, рябчик, утка, гагара, выпь, лунь, сарыч, сова, ястреб. В реках и озёрах водятся многие виды рыбы: щука, окунь, лещ, форель, ряпушка, хариус.

Туристская характеристика района путешествия.

Все озера и большинство рек Карелии пригодны для проведения путешествий на байдарках, катамаранах, плотах. Хотя реки Карелии имеют частые и продолжительные плесы, многочисленные большие и малые озера на своем пути, но ярко выраженные перепады в рельефе создали пороги, интересные для водников в спортивно-техническом отношении. Ступенчатый характер рек, в целом низкая и постепенно нарастающая сложность препятствий делают Карелию популярной в туристском отношении.

Охта - это озерно-речная система, состоящая из чередования озер с соединяющими их короткими речными участками. Охта протекает через 12 озер и пересекает значительное количество мореных гряд, образуя многочисленные пороги и перекаты. Средняя скорость течения 2-3 км/час, основной перепад приходится на пороги, где скорость резко увеличивается. Маршрут по Охте - один из наиболее живописных Карельских маршрутов, он может использоваться как учебный: сложность порогов постепенно возрастает к концу похода.

Туристская освоенность района очень высокая, судя по отчётам, на одной стоянке могут встретиться 5-6 групп. Маршрут очень популярен для детских походов. Наша группа совершала поход в "неходовое" время, поэтому встретили только один спортивный экипаж из Москвы и два рыболова оттуда же (бывшие туристы, ушедшие на покой, сейчас путешествуют на надувной лодке, обносят все пороги, ловят рыбу и дарят её всем подряд, включая нас).

Естественные препятствия на реке Охта - пороги и озера. Искусственные препятствия - лотки плотин для лесосплава на выходах реки из озер и при впадении реки в озера. Сейчас плотины сильно разрушены и продолжают разрушаться. Много порогов естественного характера, у которых перепад в рельефе не виден с воды. Всего на реке 48 препятствий, из них 5 плотин и 43 порога.

Все плотины несложные, с прямыми сливами, иногда стоячими волнами, но их обязательно осматривать, так как лотки сильно разрушены и надо выбирать путь прохождения, что бы не повредить оболочки байдарок.

Большинство порогов I-II к.с., проходятся с осмотром с воды. Сложные пороги, требующие обязательного осмотра и страховки, сосредоточены во второй половине маршрута:
" порог № 4 - осмотр с левого берега группам со слабой технической подготовкой
" порог № 19 - "Пебозёрский" - осмотр желателен, но не обязателен
" порог № 23 - "Пичепорог" II к.с., обязательный осмотр, с правого берега, желательно сделать разметку (если она отсутствует)
" порог № 25 - "Ойнагайне" III к.с., обязательный осмотр, с правого берега
" порог № 26 - "Лоунапорог" III к.с., обязательный осмотр, сигнальщик в ключевом месте и страховка на выходе из порога; осмотр с левого берега
" порог № 28 - "Хемег" III к.с., обязательный осмотр и страховка на выходе; осмотр с левого берега
" порог № 29 - каскад "Кивиристи", первая ступень - I к.с., вторая ступень - V к.с., третья ступень - IV к.с. Осмотр с правого берега. На это чудо обязательно надо посмотреть.
" порог № 32 - "Печкопорог" III к.с., обязательный осмотр, сигнальщик в ключевом месте и страховка на выходе из порога; осмотр с левого берега
" порог № 41 - "Тютерин", осмотр и обнос по левому берегу, порог фактически непроходим
" порог № 43 - "Охтапорог" IV к.с., осмотр и обнос по правому берегу, при желании и хорошей технической подготовке можно пройти

Объекты осмотра на маршруте: деревянная церковь 1602 на острове Св. Троицы; "Остров добрых духов"- музей деревянного зодчества туристов под открытым небом на озере Вороньем.

Природная достопримечательность - пороги "Кивиристи" и "Тютерин" - пороги водопадного типа.

Маршрут по Охте фактически автономен: нет пунктов медпомощи, КСС, транспортной сетки. Аварийный выход с маршрута возможен от каскада "Кивиристи", к которому подходит тропа с грунтовой дороги к трассе "Кемь - Калевала".

На озере Воронье, на западном мысу, живёт лесник, у него можно пополнить запасы продуктов, но цена как минимум в два раза больше реальной.

Местного населения нет, все встречающиеся деревни заброшены, дома разрушаются. Нашей группе из "не туристов" встретились только питерцы, которые приезжают отдыхать и ловить рыбу в д. Ригорека (приезжают по непонятно какой тропе на мотоцикле со скоростью 5 км/ч). Кроме того, местные обживают место на правом берегу у впадения Охты в озеро Лежево.

Воду для питья брали непосредственно из реки или озера, она вполне чистая. Родников на маршруте не встречали.

Список снаряжения для прохождения квалифицированных участков:
" байдарка - 2
" весло -4
" фартук - 2
" юбка - 4 (использовали в основном матросы)
" каски - 4
" спасжилет - 4
" спасконец - 2
" гермомешки - 8
" верёвка на стяжку - 2 (по 20 м d-10мм)
" верёвка для закрепления гармомешков к байдарке - 50 м (d-5мм)
" коврики в байдарку - 4 (клали между оболочкой и каркасом)
" ремнабор

III. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дата	   Участок пути			Протяжённость Время 		Характер пути
					(км)	прохождения (час)
22.06.2005 мост через р. Охта - порог №10	17 	6:00	Путь идёт частично по озёрам, частично по реке. 
								Препятствия: две шиверы, две плотины, три порога, 
								особой сложности не представляют, легко проходимые с 
								осмотром с воды. На острове Св. Троицы (Муеозеро) 
								есть деревянная церковь 1602 г. постройки.
23.06.2005 м.н.- оз. Юляозеро	 		18	4:00	Путь идёт всё время по реке. Четыре несложных порога,
								осмотр с воды, затем 12-ти километровое болото.
24.06.2005 м.н.- оз. Лежево	 		28	7:30	Путь в основном по озёрам. Препятствия: одна плотина 
								(обязателен осмотр), 6 порогов, осмотр с воды
25.06.2005 днёвка	 	 	 
26.06.2005 м.н.- оз. Воронье	 		17	5:30	Много озёр большого размера, возникают трудности с 
								волнами. Препятствия: одна плотина (обязателен осмотр), 
								три порога. Порог №22 желательно осмотреть. В центре 
								оз. Воронье - Остров Добрых Духов, музей деревянной 
								скульптуры под открытым небом.
27.06.2005 м.н.- каскад "Кивиристи"	 	17	6:30	Река проходит через последнее озеро на маршруте. 
								Препятствия: одна плотина (обязателен осмотр), десять 
								порогов, большинство из них сложные, с обязательным 
								осмотром и страховкой 
28.06.2005 м.н.- старый мост	 		16	5:00	Обнос второй ступени "Кивиристи". Затем двенадцать 
								порогов, из них: два сложных (один IV к.с. сложности) 
								с обязательным просмотром и страховкой, 10 несложных, 
								осмотр с воды.
29.06.2005 м.н.- Подужемская ГЭС	 	21	7:00	Обнос двух порогов, один порог проходим, осмотр с воды. 
								Впадение в р. Кемь.
 

IV.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ 21.06.

Поезд прибыл в Беломорск в 21:30 (с опозданием на час). Поиск машины занял примерно полчаса, ещё 10 минут заняли погрузка. В 22:10 выехали из Беломорска, в 1:10 прибыли на мост через реку Охта. Сразу за мостом слева есть стоянка, но там много крупных камней, место для палатки найти сложно. Есть стоянки за 100 м перед мостом (по дороге). До четырёх ловили рыбу с моста, попутно выяснили что фонарик, предусмотрительно взятый одним из членов группы, при белых ночах абсолютно не пригодится.

Метеоусловия: t =+16, небо ясное.

ДЕНЬ ВТОРОЙ 22.06

Подъём в 8:00, сбор байдарок, упаковка вещей. Выход на маршрут около часа. Сразу за мостом - шивера (порог №1), легко проходимая с осмотром с воды. Дальше река протекает через Куккокозеро, вытянутое с юго-востока на северо-запад на 7 км, его ширина 200-300 м. После 25 мин хода озеро продолжается налево, а река через плотину №1 уходит как бы поперек. Проходим по левому сливу, осмотр с воды, на выходе из ряжевых стенок уходить вправо, так как слева много камней. Примерно через километр после плотины следуют три порога (№ 2-4). Пороги мелкие, русло сильно засорено камнями. Порог № 4 желательно осмотреть, с правого берега. Поворот реки вправо создаёт навальную струю на левый берег, русло узкое, до 4-х метров, вдоль левого берега - цепочка камней. В низкую воду видны ряжевые стенки. У выхода - крупный камень, незаметный с воды, обойти его лучше справа.

За порогом - Муеозеро, длиной 10 км, шириной 6 км. При желании на островах можно найти стоянку. Самый крупный остров - Троица. На нем находится церковь 1602 года постройки. Рядом с церковью - кладбище. На ближайшем мысу острова хорошее место для ночёвки, через весь остров тропа ведёт к церкви (идти примерно 3,5-4 км). По воде до церкви надо идти, огибая остров, справа до брёвен, наваленных на берегу. Осмотр церкви и окрестностей занял около 2-х часов.

С острова видна плотина № 2 (с острова Троицы она выглядит как песчаный пляж), идя на неё держать курс на северо-восток. У плотины три слива, но правый не виден за островом, проход по центральному (т.е. по правому), в малую воду может быть очень мелко. Осмотреть плотину можно зачалившись прямо на ней. Дальше река становится широкой. По непроверенным данным до впадения р. Чуруж должны встретиться два порога, № 5 и 6. В нашем случае встретился один мелкий перекат и множество одиночных камней в русле. После впадения Чуружа через километр на правом берегу есть место для стоянки. Ещё через километр перед порогом № 7 на левом берегу можно остановиться, что мы и сделали примерно в 19:00.

Метеоусловия: t =+18, небо ясное.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ 23.06

Выход на маршрут в 15:00. Проходим порог № 7, длиной 150-200 м, легко проходится по основной струе. Дальше один за другим идут ещё три порога, № 8-10., несложные, но мелководные. Порог № 9 в ряжевых стенках, № 10 - с ряжевой стенкой справа, чистый проход под левым берегом. Далее на протяжении 10-12 км болото, стоянок нет никаких. На берег выйти невозможно, но в русле встречаются крупные одиночные камни. Река выходит в Юляозеро. Сразу на правом берегу выходы гранита - "бараньи лбы". Там мы встали на ночёвку в 19:00. Хорошая рыбалка.

Метеоусловия: t =+18, переменная облачность.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ 24.06

Выход на маршрут 13:30. Идём вдоль правого берега, очень много хороших мест для стоянок, оборудованные сиденья, мусорки, каркасы для бани. Поскольку основная протока в следующее - Алоозеро пересыхает нужно идти более длинной протокой через озеро Ригорека. Для этого, войдя в Юлеозеро, держаться правого по ходу берега, а в протоке (в юго-восточном углу озера) придерживаться левого, северного, берега. Озеро Ригорека останется справа, здесь следует ориентироваться остатками деревни, которая появится слева, к ней и следует повернуть. Д. Ригорека начинает возрождаться в качестве дач для петербуржцев, там сделали баню, коптильню для рыбы, восстанавливают дома. Там же можно переночевать. Проходим Алоозеро, держа курс на плотину № 3. Два лотка, проходимы оба, но нужен осмотр, правого лотка с правого берега, левого - с левого берега. Левый лоток рекомендуется в большую воду, правый - в малую, так как там легче проводка.

Проходим по левому лотку, на выходе два обливных камня, надо попасть между ними. Сразу за плотиной порог № 11. Обойдя камни у плотины надо уйти влево, оставляя справа нагромождение камней. Сразу же ещё один порог № 12, легко проходимый вдоль левого берега.

За порогом начинается ламбина Плюховели (заболоченная низина) длиной около 2-х км, шириной 100-150 м. Здесь очень хорошая рыбалка, как с воды, так и с берега. На левом берегу "бараньи лбы", можно остановиться на ночёвку.

Ламбина заканчивается порогом № 13 - "Немес" - где река разворачивается на 180. Порог состоит из нескольких каскадов, разделённых короткими плёсами. Легко проходится по основной струе, осмотр с воды. За ним впадает бурный ручей и тут же стоянка на правом берегу. Дальше следуют ещё три порога, № 14-16, несложные, легко проходимые с осмотром с воды. Берега после порога "Немес" заболочены, выход на берег затруднён. Перед озером Лежево Охта широко разливается, берега низкие. Прямо у выхода в озеро на правом берегу есть стоянка, но она обживается местными, ночёвка в этом месте нежелательна. На самом озере мест для стоянок мало. Можно сразу переплыть озеро, там ровное место, но очень мало дров. Если озеро не переплывать, а идти, держась левого берега, то через минут 20 встретятся " бараньи лбы", при желании можно остановиться. Наша группа по совету рыбаков отправилась на остров у правого берега за поворотом на Охту. Остановились в 21:00.

Метеоусловия: t =+16, переменная облачность, сильный ветер

ДЕНЬ ПЯТЫЙ 25.06

Вынужденная днёвка, очень сильный ветер, большая волна, выйти с острова невозможно. Ловим рыбу, извращаемся в кулинарных изысках.

Метеоусловия: t =+16, переменная облачность, сильный ветер.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ 26.06

Ветер немного стих, волна позволяет уйти с острова. Выход на маршрут в 15:30. Возвращаемся чуть назад и держим курс на плотину № 4. Для осмотра чалимся на бревенчатые стены справа. Спокойный ровный слив без валов и камней. Сразу за плотиной - глубокое узкое русло искусственного прокопа ("канал-прокоп") длиной 300м. За каналом начинается озеро Терос, длинной 2 км. На выходе из озера - порог № 17 - "Мельничный", осмотреть его можно с воды. Вход в центре, затем русло сужается до 3-х м и поток устремляется в канал, обрамленный ряжевыми стенками, на выходе в центре лежит большой камень, в низкую воду он может создать проблемы. Сразу за ним порог № 18 - "Таргепорог" - легко проходимый перекат. За коротким плёсом начинается порог № 19 - "Пебозёрский", его желательно осмотреть. В центре русла находится небольшой островок, обходить который можно как справа, так и слева. Наши 2 байдарки так и сделали: один экипаж пошёл справа, другой слева. В левом проходе струя идёт прямо, лишь на выходе в центре лежит большой камень, надо суметь от него увернуться. В правый проход надо заходить по большой дуге, так как у острова справа мелко и много камней, на выходе остерегаться прижима вправо.

После порога река выходит в Пебозеро, длиной 2,5 км, шириной 1,7 км. На озере много удобных мест для стоянки. Для выхода в озеро Хинзярви надо идти, держась левого берега и обогнув остров можно увидеть выход в озеро Воронье, длиной 6,5 км, шириной 3,1 км. Это озеро одно из самых красивых на маршруте, с изрезанной береговой линией, большим количеством островов, поросших лесом и удобных для стоянки. В центре озера - "Остров Добрых Духов" - своеобразный музей деревянных изделий, Экскурсия по нему у нас затянулась на 2,5 часа. С острова видна плотина № 5 (с мыса полуострова левого берега азимут 16?). Переплыть озеро несложно, но обязательно надо следить за волной. У плотины справа есть несколько мест для ночёвки. Хорошая рыбалка. На ночёвку встали в 21:00.

Метеоусловия: t =+16, переменная облачность.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ 27.06

Выход на маршрут 14:00. Проходим плотину № 5 по центральному сливу. Обязательно нужен сигнальщик, так как с воды заход в плотину неочевиден. Сразу за плотиной порог № 20, длиной 150 м, легко проходимый без осмотра. Через 100 м порог № 21 - "Олений". При желании можно осмотреть с левого берега. Прохождение по основной струе под левым берегом, длина порога около 200 м. Много камней в русле, в низкую воду, возможно, потребуется проводка. За "Оленьим" небольшой перекат, который выходит в Корнизозеро, длиной 2 км, шириной 600м. Это озеро последнее на маршруте, мелкое, зарастает.

В конце озера обходим слева небольшой остров, за которым небольшой порог № 22, проходится сходу по основной струе. Срезу второй остров, который так же обходится слева. За ним начинается порог № 23 - " Пичепорог", один из самых длинных на маршруте - 400м. Русло реки резко сужается, попадаются ряжевые стенки. Осмотр порога с правого берега. Там же, на правом берегу, можно найти 2-3 стоянки, на одной из них организовано "Дерево Добрых Находок" - можно найти верёвочки, катушки для спиннинга, изоленту и т.д. Основная струя порога хорошо читается, но следует остерегаться прижимов, требуется лавировка. Напротив крупных камней разумно сделать разметку.

За порогом 4.5 км плёса. Берега низкие, ширина реки около 50 м, глубина русла до 1 м. Много топляка, следует быть осторожным. Плёс заканчивается порогом № 24 - " Кожаный". Порог несложный, с мощным сливом, легко проходится с осмотром с воды по основной струе. Примерно через 0.7 км на левом повороте реки порог № 25 - " Ойнагайне". При небольшой длине (120 м) перепад высоты 1.5 м. Осмотр обязателен, по правому берегу. Проходить по центру, ближе к левому берегу, опасен выход, где находятся две обливные плиты. На пороге сильно заливает. На правом берегу хорошая стоянка.

Примерно через километр порог № 26 - " Лоунапорог". Осмотр по левому берегу, длина порога более 350 м. Порог начинается на правом повороте реки. Входить в центре, лавируя между камнями; в середине порога поток разбивается: правая струя уходит круто к правому берегу, идти по более мощной левой струе. Вдоль левого берега протянулись две подводные длинные (6-7 м) плиты, которые образуют косые сливы. На первой плите необходимо выставить сигнальщика. После прохождения первой плиты надо уйти к правому берегу, что бы обойти вторую плиту. Выход из порога вправо, избегая навала на камень с левой стороны, и гряди мелких камней за ним. На пороге есть места для стоянок как на правом, так на левом берегу. Там к нашей группе присоединились двое москвичей, с бензопилой, что существенно облегчило дровяное снабжение нашей группы.

Через 150 м порог № 27, несложный, проходимый с осмотром с воды. Ещё через километр порог № 28 - "Хемег". Река упирается в косу на левом берегу из каменных глыб, огибая её справа. Чалится для осмотра сразу к глыбам. Порог недлинный, порядка 150 м, но опасный, особенно на выходе. Вход в порог у правого берега, русло узкое (около 10 м), сжатое высокими скалистыми берегами. На выходе русло загромождено плитами и обливными валунами, чистый проход только под левого берегом. После прохождения самого узкого места нужно уходить с основной струи влево, избегая навала на правый берег. Один из экипажей не смог уйти с основной струи и байдарку вынесло на камни, из порога выходили все по отдельности: байдарка, матрос и капитан. Но обошлось без оверкиля и повреждений.

За порогом большой круглый омут, отделяющий "Хемег" от порога № 29 - "Кивиристи".

Порог "Кивиристи" длиной 400м, перепад высоты 9 м, состоит из трёх ступеней. Первая - это "Хемег" в миниатюре. Сложность заключается в том, что если вовремя не уйти с основной струи. То байдарку затянет во вторую ступень - водопад-падун, высотой 5 м. Входить в порог под левым берегом, и резко уходить влево. После прохождения первой ступени группа встала на ночёвку на левом берегу. Места для стоянок неплохие, но очень мало дров. Время 20:30.

Метеоусловия: t =+14, переменная облачность.

ВНИМАНИЕ: в последнее время появились сообщения о кражах на "Кивиристи", вещи исчезают даже изпод тентов палаток. Воруют местные, поэтому ночёвки там нежелательны или на ночь выставлять часовых. Осторожно относитесь к местным рыбакам и даже детям - чаще всего это разведчики. Если вас всё-таки обокрали, поищите на окрестных тропах - ненужные ворам вещи они выкидывают.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ 28.06

Полуднёвка. Любуемся на водопад, осматриваем третью ступень "Кивиристи" - "Каньон". Поток воды после водопада устремляется в тесное ущелье - до 8 м шириной - между огромными скалами высотой до 25 м. Длина каньона 200м, стоячие валы до 1.5 м, сильный прижим к левому берегу, на выходе слева камни. После осмотра принято решение вторую ступень обнести, третью ступень проходит мужской экипаж на облегчённой байдарке. Обнос по левому берегу - хорошо протоптанная тропа. Третью ступень преодолели удачно.

Выход на маршрут (после прохождения "Кивиристи") 18:00. Через 300 м порог № 30 - "Белый", прохождение с осмотром с воды по основной струе. Через километр порог № 31 - "Тёмный", прохождение с осмотром с воды по основной струе. Ещё через 700-800 м порог № 32 - "Печкопорог", длиной 400 м. Порог обязательно осматривать с правого берега, в ключевом месте выставить сигнальщика. Порог начинается небольшой шиверой, дальше русло сужается, поток проходит между двумя плитами, в центре - крупный валун. Проходить слева от валуна, в полуметре от него, по краю плиты в самую вершину треугольника перепад высоты около метра. В этом месте нужен сигнальщик. За сливом можно войти в улово и остановиться для дальнейшего осмотра. Дальше порог легко проходится по основной струе, лавируя между камнями.

После порога река поворачивает влево, расширяется. После заброшенного посёлка Муравейный на правом берегу начинается каскад из семи порогов № 33-39 - "Муравейные", расположенные на 200-400 м друг от друга. Все проходятся с осмотром с воды, по основной струе, но очень аккуратно. Встречаются мощные сливы, почти на всех порогах сильно заливает.

Через километр после последнего Муравейного порога порог № 40 возле остатков старого моста. Проходить под правым берегом. За порогом на левом берегу встали на ночёвку 23:00.

При желании на "Муравейных" порогах можно найти несколько мест для ночлега.

Метеоусловия: t =+10, пасмурно, временами дождь.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ 29.06

Выход на маршрут 13:00. Через 8 км плёса порог № 41 - "Тютерин", расположенный на левом повороте реки. Порог образован большой каменной плитой, перегородившей всё русло, все зубцы плиты направлены против течения. Порог непроходим, обнос по левому берегу, здесь же место для ночёвки, но очень туго с дровами. В большую воду порог можно попробовать пройти, но это достаточно рискованно. Наша группа порог обносила.

Через 4-5 км порог № 42 - "Курна", осмотреть можно с воды, вход в порог под правым берегом. Ещё через километр порог № 43 - "Охтапорог", осмотреть можно с обоих берегов. Порог IV к.с., с виду он проще, чем на самом деле, как правило, рекомендуется его обнести. Можно обносить только первый сложный слив, где сильно прижимает на обливную плиту слева. Группа решила порог обнести полностью. На правом берегу есть несколько мест для стоянки.

За "Охтапорогом" река разливается на 200-250 м, лес по берегам затоплен, стоянок мало. Через 3 км Охта впадает в р. Кемь. Ещё 5 км по Кеми до Подужемской ГЭС. Стоянку для разбора и просушки байдарок можно найти на правом берегу, лучше всего подойти прямо к ГЭС в небольшой заливчик. Теоретически до города можно сплавиться по Кеми, однако, это малоинтересно и тяжело, поскольку ниже Подужемской на реке расположено ещё как минимум три ГЭС.

Оттуда до остановки автобуса примерно полкилометра. Автобус до г. Кемь ходит примерно каждый час, последний в 19:20. Встали на просушку в 20:00.

Метеоусловия: t =+10, переменная облачность.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ 30.06

Днёвка. Сушим байдарки и вещи. Ребята уехали за билетами в г. Кемь. Поезд уходит в 06:08 на следующее утро. Автобусом 17:45 уезжаем в Кемь, ночуем на вокзале, утром садимся в поезд.

V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

Сложность маршрута и насыщенность препятствий вполне соответствует маршруту третьей категории сложности. Основные препятствия на реке проходились с разведкой, обсуждением линии движения, с расстановкой страховки. Обязательно осматривали все лотки плотин.

Для страховки и проведения спасработ в группе имелось два спасконца типа "морковка" (каждому экипажу). Объем спасжилетов был не менее 20 литров. Для повышения прочности байдарок в случаях залома была сделана стяжка. Во второй половине похода, когда сложность порогов повысилась и возросла вероятность затопления байдарок, были сделаны поплавки (закрытая пустая пластиковая бутылка привязывалась к байдарке на веревку длиной 3-4 м)

Сложность, кроме прохождения порогов, заключалась в преодолении озёр. На озерах для безопасности движения при большой волне экипажи старались не отдаляться, идти носом к волне, пережидали при необходимости шквальный ветер.

Аварийный выход с маршрута возможен от каскада "Кивиристи", к которому подходит тропа с грунтовой дороги к трассе "Кемь - Калевала".

Как показал пройденный маршрут, все меры безопасности, принятые группой, были достаточными для успешного прохождения маршрута.

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Расходы.

Все расходы даны в белорусских рублях. Курс доллара 2160 руб.

Статья расходов		На одного участника	На группу 4 чел.
Проезд Брест - Беломорск	90 000			360000
Проезд Беломорск - р. Охта	42 000			168000
Затраты на питание		40 000			160000
Затраты на ремнабор и
 снаряжение			13 000			52000
Проезд Подужемье - Кемь		2 500			10000
Проезд Кемь - Брест		72 000			288000
ИТОГО				259 500			1038000

Список литературы.
1. Лоция р. Охта, составленная Афанасенковым М.А. по результатам путешествия 1999г.
2. Шилов. На байдарках по Карелии
3. Водная энциклопедия Карелии "Охта". http://ktmz.boom.ru/library/wwte/kar10/index.html
4. Атлас "Республика Карелия", Санкт-Петербург, 2003 г.

Руководитель группы /С.Пухаева/

RATING ALL.BY KMindex
X