Турклуб Берестье
Главная |  О клубе |  Полезности |  Летописи походов |  Фотографии |  Песня |  На привале |  Ориентиры |  Гостевая книга
ОТЧЕТ
о горном походе 3 - ей категории сложности
в районе хребта Терскей Ала - Тоо
(Центральный Тянь - Шань) 2004 г.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

День 1. 19.07.04

Сегодня у нас отъезд. Поезд "Брест - Москва" в 21.39. Вагон общий. На перроне много провожающих.

День 2. 20.07.04

В поезде у нас сперли пакет с пиццей и курицей. Очень обидно, прямо до слез. Вот она - прелесть общего вагона.

В Москву прибыли в 16.35. На Белорусском вокзале Сашу встретил дядя и на час Саня с ним уехал.

Около 18.00 вернулся Саша, и мы все на метро поехали на Казанский вокзал. Там мы расположились на открытой площадке рядом с перроном и по очереди пошли гулять. Рядом, на площади 3 - х вокзалов находится универмаг "Московский", в нем супермаркет.

Наш поезд "Москва - Бишкек" отправляется в 23.16. После объявления посадки мы пошли к вагону и наткнулись на кордон работников вокзала, который преградил путь пассажирам и проверял билеты и квитанции о весе багажа. Нас же проигнорировали, а основное внимание сосредоточили на казахах и киргизах с баулами.

День 3. 21.07.04

Весь день в поезде занимались личным снаряжением. Больше всех досталось Мише - он подгонял свои новые кошки. В 20.00 остановились в Самаре и Наташа обменяла свои евро, т. е. опасались, что у нас их в Киргизии не примут (как позже оказалось, зря). В соседнем купе ехали ребята альпинисты из Новгорода. Они были в Азии не впервой и много нам порассказали.

День 4. 22.07.04

В 6 утра - Российская таможня. Досмотр был выборочный и поверхностный. У всех просмотрели только паспорта. Стоянка длилась 119 минут. Аналогично все прошло и на казахской таможне. Они лояльно относятся к гражданам стран СНГ. Другое дело - "челноки". Им достается по полной программе. В Актюбинске чуть не отстали наши соседи - альпинисты. По поезду носят копченую рыбу, носки из верблюжьей шерсти, пояса и т.д. Поменяли 100 рублей на тенге, однако оказалось, что рубли тоже охотно берут и за них покупать выгодней. За окном степь да степь.

День 5. 23.07.04

Сегодня нам проводница обещала небывалую жару. Но нам повезло - небо затянуто тучами. На станции Туркестан купили 4 большие торпеды. Все бы хорошо, но попался один умный работник транспортной милиции, который знал, что нельзя перевозить газ в поезде. Пришлось отдать ему 100 рублей. После Чимкента появились горы, а ночь была волшебная. Ну в смысле прохождения казахской и киргизской таможен. Если не брать во внимание вопрос киргизского таможенника: "А можно ли перевозить газ?", то вопросов не было, да и его восприняли как шутку.

День 6. 24.07.04

В Бишкек прибыли в 2.16 по Москве (5.16 по-местному). Мы поменяли деньги (евро здесь меняют тоже) и ребята - альпинисты пошли договариваться с водителем буса. Как и везде здесь в них недостатка нет. Совет на будущее - надо ехать до автовокзала, а затем уезжать до Каракола регулярным рейсом. По дороге мы остановились перекусить в местном кафе, где впервые попробовали лагман (девчонки не доели), ашлям - фу, напились чаю с лепешками. За все мы отдали меньше доллара на человека. Дальше в одном месте дорога вплотную подходит к озеру Иссык - Куль, где мы и искупались.

Около часа прибыли в Каракол прямо на улицу Кирпичный завод, где жил Ханин Игорь Юрьевич, товарищ новгородцев - директор турфирмы. Он имеет право осуществлять регистрацию, у него же мы стали на учет. Также у него есть машина Газ - 66, на которой он мог нас подбросить до ФГС. Однако цена ,80 долларов, пришлась нам не по карману. Радостная новость - пропуск в альп - тур - зону не нужен, т.е. мы сэкономили 10 долларов каждый.

С автовокзала сняли маршрутку до Покровки. До нее 30 км. Приехали туда около 16.00. Совет на будущее - не доезжать до автовокзала, а выйти на 2 - 3 км раньше около реки Чон - Кызыл - Су или указателя ущелья Чон - Кызыл - Су.

С автовокзала же, мы вернулись обратно до речки и свернули на проселочную дорогу. Вообще - то до самых радоновых источников можно доехать практически на любой машине. По дороге мы прошли деревню Кызыл - Су, старый шлагбаум и заночевали в поле слева по ходу. С дровами плохо, благо рядом вода. К тому же пришел местный хлопец и сказал, что мы помяли его поле, а ему еще здесь косить. Попытался стребовать 50 сом, но, узнав, что мы студенты, обрадовался, сказал, что сам студент и пожелал спокойной ночи.

День 7. 25.07.04

Встали в 7.00 часов, в 8.00 - вышли. Встретили мальчика на лошади. Его звали Катыбек, он закончил 9 классов. Ребята разговорились. Через два перехода (45мин - идем, 15мин - отдыхаем) нашли прекрасное место под стоянку. Жаль, но вчера мы бы до него не дошли. Дорога хорошо утоптана, и потеряться трудно. Несколько раз переходили речки вброд. Они боковые и мелкие. Только ноги мокрые. Встретили пасеку. Катыбек хотел поговорить с пасечником, чтобы нам подешевле продали мед, но нам в начале похода это лишнее. Около 11 часов подошли к радоновым ваннам. Услуга платная, однако, это нечто необыкновенное. Главное не пересидеть положенные 10 минут, а то будет плохо. Каменная ванна и камни - сидения, температура воды под 40 градусов. Распаривает совсем. В 12.20 баня закончилась, и мы поплелись дальше. 15.00 - мы у места, до которого могли доехать на машине. Рядом справа по ходу разваленный мост. Мы пережидаем град с дождем и переходим на другую сторону. Вдали юрты и бывшее здание ФГС. Вокруг видны осадкомеры и другие интересные штучки. В юртах сейчас за символическую плату можно ощутить весь местный колорит - переночевать и поесть блюда национальной кухни. Мы проходим дальше и становимся лагерем на высоком берегу у огромного пня и обломанного дерева рядом с ним.

День 8. 26.07.04

Встали в 6.00часов и стали собирать заброску. Около 8.00 Саша и Миша ушли на другой берег ее прятать, а мы собрались и приготовили завтрак. Ребята вернулись довольно быстро. Вышли в 10.00. Идем по хорошо пробитой конной тропе. В ущелье постоянно пасутся быки. Встретили группу из Нижнего Новгорода, которая тоже искала перевал Провал, но не смогла его прочитать, вышла ошибочно в другой цирк и увидела перед собой стенку без намека на перевал. Мы внимаем их наставлениям, а они желают нам удачи.

Прочитать подъем на перевал действительно не просто: все время казалось, что еще чуть - чуть. К тому же реку можно перейти по единственной морене, которая перегораживает ее русло. На этой же морене мы нашли площадки для палаток

День 9. 27.07.04

Сегодня у нас радиальный выход на перевал Ашутор (1Б, 4000 м). На него пошли не все - Наташа осталась в лагере, у нее тяжело проходит акклиматизация. Встали в 5 утра, в 6.30 вышли. Поднимаемся по морене справа по ходу движения. Через некоторое время переходим на траверс морены. Угол возрастает до 45 градусов. Местами идти довольно интересно, но скорость ходьбы падает. Так плавно и незаметно показались трещины ледника. Вышли на ледник. Он закрытый, читаются трещины. Мы связаны в связки. Мокрый снег, угол подъема небольшой. Через 200 м - резкий взлет. Вовка Степанчук все время проваливается. Ярко светит солнце, чувствую, что обгорел. На так называемом плато ребята первый раз видят ледовые трещины. Проходим их с попеременной страховкой, страховка через ледорубы получается плохо - слой снега маленький. Поднимаемся около двух часов. Угол подъема 15 - 20 градусов. Трещин очень много, но они легко обходятся. В 12.30 поднялись на перевал Ашутор.

Перевал Ашутор (1Б, 4000 м.) - Соединяет долины ледников Ашутор Северный и Ашутор Южный. Седловина перевала представляет собой широкий, около 200 метров снежный гребень. Тура не видно, да и желания искать его на скалах не было. Во-первых, далеко идти, во - вторых много снега, да и солнце палит нещадно. Вернулись немного назад и перекусили. В 13.30 начали спуск вниз. Снег тает, проваливаемся по колено и более. К лагерю дошли в 16.40.

День 10. 28.07.04

Встали в 4.00 и в 5.45 вышли. Подъем был по морене градусов 50 - 55. Причем осыпь была и мелкая и средняя и крупная. Наверх вылезли за 1.15 минут. Сразу увидели мореный цирк с озером, а окружала все это стена скал. Наш перевал мы тоже прочитали, но решили, что это не "Провал", а перевал "Карнизный" 2А - сосед. Траверсом по правой по ходу стороне мы пошли вперед, и вышли на ледник. Кошки не одевали, т.к. было множество камней вмерзших в лед. Остановились у большого камня. Саша и Миша отправились на разведку перевала. Время 7.45. Через час они вернулись. Перевал не тот, а выходит он в то же ущелье, из которого мы вышли. Мы продолжаем подъем по леднику, постепенно забирая влево. Пересекаем две мореные гряды, и опять спускаемся на ледник, покрытый снегом. Угол возрастает до 45 градусов. Справа следы схода лавин, однако, против ожидания снег лавинных конусов не твердый, а гораздо мягче того, по которому мы идем. Метров через 150 - 200 подъем выполаживается и выходим на более - менее ровный ледник, засыпанный снегом. Я, Миша и Саша отправляемся на разведку "перевала". Вблизи он еще круче и отвесней. В 10 часов мы начали подход. За час прошли место выноса лавин и подошли под сам перевал. Подъем по леднику, присыпанному снегом. Снег заканчивается, и выходим на полосу льда длиной около 100 - 150 метров. За ледником провесили 3 веревки, т.к. угол наклона возрос до55 - 60 градусов. После третьей веревки угол возрастал до 70 - 75 градусов и подъем по логике уходил вправо за скальный выступ, а потом влево. Решив сегодня на этом закончить, мы начали спускаться. Спускались по - разному: то - последний идет свободным лазанием с нижней страховкой, то - с самовывертом ледобура. В лагере были в 14.00. Поели, поставили базовый лагерь. Тут возникла проблема "затопления" палаток, т.к. солнце было довольно высоко, и ледник таял. Сергей и Мишка занялись строительством ирригационных систем. Как выяснилось потом как раз вовремя.

День 11. 29.07.04

Планировали встать в 3.00 и выйти в 5.00 часов, но не услышали будильника и проспали. Вышли в 8.00 часов. Под стенку по льду и фирну зашли за один час. На леднике потренировались в технике передвижения по льду, самозадержанию, попеременной страховке. Сразу за ледником проходит бергшрунд. Начиная от него, стали провешивать перила. Саша и Миша работали в первой двойке - Миша выходил вперед с нижней страховкой, провешивал перила (50 м) и организовывал базу на 3-х ледобурах. До базы поднимался Саша и выпускал Мишку дальше. Я шел замыкающим. Три веревки прошли нормально, и подошли к месту, где вчера закончили. Здесь Миша пошел не слева как вчера, а справа по льду с наклоном около 70 градусов. Шел на передних зубьях кошек и с двумя ледорубами. За скалой опять уходил влево и почти прямо наверх. Провесил еще 3 веревки. В 14.00 были наверху. Это был не наш перевал, вообще не перевал, а просто ледовая стенка. Решили окрестить перевал "Бестолковым".

Перевал "Бестолковый" (ориентировочно 3А, 4300 м) - Соединяет ледник Котор Северный и Котор Южный. Седловина перевала - узкий скальный гребень. Тур уже есть. Вниз как бы читается тропинка спуска, однако прямо под нами виден огромный рантклюфт.

Перекус сделали на перевале. Небо начало затягивать, и мы поспешили на спуск. Пошел мокрый снег, мы перестали видеть лагерь, видимость в пределах 3 - х веревок. Крайними уходили я и Миша. Первую веревку свободным лазаньем спускался я, затем, после неудачных попыток самосброса - Миша. В лагере были в 18 часов вечера. Во время непогоды выпало около 20 см снега.

День 12. 30.07.04

С утра шел мокрый снег, поэтому встали поздно, около 8.00 часов. Начали спускаться прямо - вниз по морене, а не так как поднимались. За 2,5 часа спустились к месту нашей бывшей стоянки на морене, которая перегораживает реку. Далее по левому берегу реки пошли вниз. Путь спуска аналогичен пути подъема. Перекус сделали в очень красивом месте, на больших камнях под сводами тянь-шаньских елей с видом на дельту реки Чон - Кызыл - Су. Вот и наше место стоянки, но решили спуститься вниз и перейти на правый берег, чтобы завтра не переходить и заброску нести тоже ближе. Место было неплохое, заброска в целости. Мы все просохли, напились чаю, хороший костер, готовим грибы.

Все лица у ребят обгорели, болит кожа.

Ночь просто изумительная - полная луна, горы и высоченные пирамидальные ели.

День 13. 31.07.04

Миша сегодня дежурный. Он встал в 6.00 и приготовил завтрак. Все встали к 8.30. Володя Степанчук из палатки не вышел. У него сильно сгорели губы, и на месте ожогов развился герпес. Зрелище было страшное. Он не ел, только выпил кружку чая. Решили подождать до обеда, однако ближе к 12.00 стало понятно, что у нас полнометражная дневка. Саша и Миша сбегали к водопаду. Я сходил на разведку к впадению реки Айлама.

День 14. 1.08.04

Сегодня Володе лучше. Вышли в 9.00 и через час спустились до впадения р. Ашутор в р. Айлама. Через реку перешли по мосту напротив юрты под лай собаки. По левому по ходу берегу реки стали подниматься по старой дороге, которая закончилась у развалин поселка геологов. Кстати от этих развалин уходит тропа на перевал Арчатор (1А) в ущелье Джеты - Огуз. Теперь мы идем по конной тропе, траверсом набирая высоту. Всего на подъем затратили 3 часа, и подошли под морену в цирк перевала СОАН 1.

Пошел дождь, и мы решили стать лагерем прямо в поле, спугнув при этом 3 - х лошадей. Пока готовилась пайка, я пошел на разведку. Она оказалась успешной. За час я поднялся по морене в цирк перевалов СОАН и прочитал их на хребте, до того, как они были затянуты облаками.

С этого места я наблюдал за грозой в соседнем ущелье, а потом спустился в лагерь. Ночь прошла спокойно, если не считать того, что один раз пришлось шугать коней.

День 15. 2.08.04

Дождь шел с самого утра. Из палаток повылазили около часа дня, в два - вышли из лагеря. За час мы поднялись до перевального цирка. Прошли первую морену и в понижении слева, рядом со снежником обнаружили места для двух палаток. Так же места под палатки есть правее метрах в ста на морене. Около них стоит тур.

Поставив лагерь, и оставив Мишу у горелки, мы совершили разведку перевала СОАН 1.Время 17.00 Верно правильный путь подъема определил Саша. Он же вылез наверх, преодолев ключевой участок - мокрые скалы средней сложности крутизной 60 - 70 градусов. Здесь же в стенке обнаружили старый крюк с петлей. Пока Саша восстанавливал петлю (бил еще 2 крюка), я сходил на перевал СОАН 1. Ребята решили на перевал не идти. Перила оставили на завтра, а так же под скалой спрятали веревки, карабины, крючья.

Отметили День ВДВ праздничным ужином и по 20 грамм очень вкусного коньяка.

День 16. 3.08.04

Я вышел из лагеря в 5.10, а остальные в 5.45. За 45 минут подошел к намеченному вчера пути подъема. Подход продолжительностью около 600 метров представляет собой среднюю осыпь с участками старого снега. По перилам преодолел участок скал и по читающейся тропе вышел к перевальному туру.

Перевал СОАН 1 (2А, 4000 м) - Ориентация перевальных склонов: запад - восток. Соединяет ущелье реки Айлама и ущелье реки Байтор. На перевале нет ледников ни с востока, ни с запада. Только скалы и камни, снежники. Тур находится в седловине слева в скалах. Седловина - протяженный скальный гребень. На седловине остаток снежного карниза висит на восток.

На перевал группа поднялась в 7.30. В туре нашли записку горно- туристического клуба НГУ Новосибирск от 3.08.01 под руководством Первозванского В.В. Оставили свою.

Спуск с перевала начали в 8.30. У нас был отчет, в котором ребята спускались в плохую погоду, влево вниз по скалам бросая перила. В подтверждение этому слева под скалой была петля с крюком. Мы же решили спускаться от этой петли вправо. Здесь тоже был логичный спуск по стыкующимся скальным полкам, которые поросли травой. Опасность была в том, чтобы не соскользнуть с мокрых скал. Ключевое место на спуске - сразу под перевалом прошли с гимнастической страховкой. Далее метров 100 несложного траверса и еще одно неудобное место, где пришлось гимнастически страховать. После этого спокойный выход на морену. Обходить лучше слева по ходу, не подходя вплотную к скалам. Впереди виднеется озеро. Около него были в 10.45. В 11.00 начали спуск в ущелье реки Байтор. На полпути потеряли тропу, однако в 12.00 уже спустились к воде. Полюбовались на вершину Огуз - Баши. Через 2 часа дошли до слияния рек Байтор и Арчалытор. Речки перешли вброд и стали подниматься вверх по ущелью. Остановились лагерем у слияния речек Арчалытор и Айланыш. Пошел дождь.

День 17. 4.08.04

Вышли в 8.45, и пройдя час по конской тропе, вышли из зеленки в зону альпийского луга.

Идем траверсом. Наш путь подъема - второй после поворота реки Арчалытор направо. Туда мы идем косым подъемом по морене с постепенным набором высоты. Время подъема от зоны леса - 3 часа.

Когда - то в перевальном цирке был просто закрытый ледник, сейчас же половина его растаяла и на ее месте находится озеро, в которое из тела ледника как из трубы выливается вода. Ледник обходим по правому краю, потом перед бергом переходим на левую сторону и по морене поднимаемся наверх, т.к. много трещин. Лагерь ставим в 16.45 на леднике. Чтобы выровнять площадки, подсыпаем снег. Солнце село и он схватился.

День 18. 5.08.04

На штурм перевала Алчалытор Северный вышли в 6.45. Подход до бергшрунда занял15 минут. Здесь мы вязались в связки следующим образом: я, Володя, Наташа; Миша, Катя; Саша и Сергей. Через берг прошли по мосту с попеременной страховкой. Далее поднимались по леднику слева по ходу просто в связках. Угол наклона ледника 45 - 50 градусов. Плотный утренний снег очень хорошо держал, и необходимости в перилах не было. Хотя в описании перевала омской группой, была рекомендация подъема по центру ледника и сто метров перил. Далее подъем выполаживается, и мы выходим на перевал, пройдя перед этим три берга по снегу. Наверху были в 8.00.

Перевал Арчалытор Северный (2А, 4200) - Соединяет ущелье реки Арчалытор и ущелье реки Онтор. Седловина перевала двойная, подковообразной формы со скалой посередине. Скорее всего - это разросшийся рантклюфт. Тур расположен левее левой седловины в скалах. Также на перевале легко можно поставить 3 - 4 палатки. Здесь же была большая лужа талой воды.

Оставив рюкзаки под прикрытием скал на правой седловине, мы в 8.30 вышли на штурм пика Тельмана. Для этого мы вернулись метров триста назад и по снежнику начали подъем в связках. Угол наклона возрастал с 20 до 45-50 градусов. Шли в три такта без перил, т.к. возможности для самозадержания были, и мягкий снежный вынос. На вершине были в 9.20. Теперь эта вершина Гедеминаса Акстинаса - одного из основателей альпинизма в Литве.

Спуск прошел по пути подъема. Снег не успел растаять, и поэтому проблем не было. Спускались в связках спиной к склону. Закончили спуск в 10.30.

Спуск с перевала проходил с левой по ходу части перевала. Через 50 метров после начала спуска крутизна склона увеличилась и поэтому провесили 100 метров сплошных перил, по которым спускались спортивным способом. На ледник вышли в 12.35. Перекус.

14.00 продолжили движение вдоль левого края ледника по вытоптанным следам. Под перевалом Тельмана нас застал град. Около часа просидели на месте, затем приняли решение спускаться вниз. По среднеосыпному склону спустились до морены, поросшей травой. Поставили лагерь в 18.00. Внизу видим палатки, как оказалось потом - литовцы. Открывается прекрасный вид на в. Каракол.

День 19. 6.08.04

Из лагеря вышли в 7.00 довольно долго спускались по старой морене, прошли палатки литовцев и через 20 минут подошли под ледник Онтор. Одели кошки, и начался долгий подъем по леднику Онтор, забирая постепенно влево. Сам перевал Онтор очень хорошо просматривается. Подъем на него с тела ледника занял 20 минут.

Перевал Онтор (1Б, 3950)

Находится в северном отроге хребта Терскей - Ала Тоо. Ориентация склонов - восток - запад. Соединяет ледник Онтор (долина р. Онтор) и ледник Джигит (долина р. Кельтор). На перевале нашли записку московских туристов от 5 .08 .04 г., руководитель Ф.С. Картаев.

Спуск с перевала очень простой - вправо идут ступени до ледника, закрытого снегом и пробитая москвичами тропа. Через час на окраине ледника (на морене) сели на перекус. Сидя спиной к морене, открывается отличный вид на гору Джигит, а за ним на этом же хребте гора Альбатрос. У нас чай.

В 15.30 стали на лагерь. Изумительное место. Спиной к Джигиту по ходу движения справа с ледника видна зеленка. Поднимаешься на морену, и тут ухоженные места: место под горелку, под палатки, туалет. Рядом под мореной течет ручей. Откапали колодец, чтобы добраться до воды. Далее находится небольшое озеро. В 17.30 ужин. До этого времени руководитель сходил на разведку в сторону вершины Кругозор, а Солдаткин Миша - на разведку под перевал Солнца.

День 20. 7.08.04

Со стоянки вышли в 7.00. На сегодня наметили походить по скальным вершинкам и перевалам. Прямо из лагеря по среднеосыпному склону противоположному вершине Альбатрос поднимаемся на хребет. Местами переходим на несложное лазание. На вершине Кругозор (1Б, 4280) в 8.30. Нашли записки сборной Москвы и Новосибирска от 7.08.03 г., руководитель Коковин С.Г. С вершины очень хорошо видна вершина Христофа Ботаева. В 10.30 поднялись на вершину Христофа Батаева 1Б, 4300 м. (прогулочным шагом). Сняли записку группы туристов Новосибирского университета, состоящей из 11 человек. По пути обнаружили перевал без названия. Записка от 4.05.82 г., руководитель Мокашская О.И. Оставили свою записку, и назвали этот перевал "985 лет г. Бресту" или "Перевал 3-х бело-красно-белых знамен". В 12.25 вновь вернулись по хребту на в. Кругозор. Пошли по хребту, который ограничивал цирк нашего базового лагеря.Внизу этого перевального цирка, приблизительно в часе ходьбы от нашего лагеря, есть ровные, благоустроенные места под палатки, ручей. (Размером приблизительно с половину футбольного поля). По ходу взяли еще два перевала: пер. "Эдельвейс" 2А и пер. "Без названия" 1Б, т. к. в найденной записке название неразборчиво. Прошли по хребту дальше, хотели выйти на перевал Солнца, но остановились, т. к. путь дальше был отнюдь не двоечный. В 15.00 вернулись в лагерь. Отдыхаем.

День 21. 8.08.04

3.50 вышли из лагеря. Сегодня у нас штурм вершины Альбатрос. На него вышла мужская половина нашей команды. Двигаемся по средней осыпи вверх, в сторону перевала Солнца. В 4.10 выходим на ледник Джигит и переходим его оставляя слева по ходу перевал Солнца.

Перед нами перевал Эпюра, вроде 2А. Идем по закрытому леднику и считаем засыпанные снегом бергшрунды. Сейчас рано и снег отлично держит. Самостраховка ледорубом. Угол наклона постепенно увеличивался до 50 градусов. Под перевальным взлетом угол наклона увеличивается до 60 градусов. Забираем вправо и выходим правее перевала, чуть сверху.

Перевал Эпюра (2А*, 4300)

Находится между вершин Альбатрос и Джигит. Соединяет долины р.Культор (л. Джигит) и л. Каюаколтор Западный. Ориентация склонов Север - Юг. С Юга склон снежный, с Севера - ледовый (через 2 недели будет сплошной лед). Седловина - протяженный, около 200 м. снежный гребень. Тур спрятан в скалах. Прошли по седловине перевала. Тут следует быть осторожным, т. к. есть снежные карнизы. Гребень закругляется, и мы начинаем подъем на в. Альбатрос по южному гребню.

Сначала движемся слева от хребта по следам, но скоро переходим на правую сторону т. к. по левой стороне дольше и опасней. Подъем по осколкам скал, занесенных снегом. Противно, хочется быстрее перейти на солнечную сторону, а это только на вершине. Провесили две веревки.

В 8.10 были на седловине. Вершина двуглавая: с запада находится каменистая площадка (был турик с размытой запиской), и восточная - засыпана снегом и обрывается вниз. Спуск проходили в связках: Саша - Миша, Я - Сергей - Володя. Страховка через ледорубы. Провесили две спусковые веревки по 50 м: одну на крутом снежном склоне, другую - по скалам. 12.00 - мы снова на перевале Эпюра. Бросаем перила (50 м.), а дальше бегом спиной к склону. Снег еще не подтаял, проваливаться по колено начали за 200 метров до выхода на ледник.

В 13. 40 вернулись в лагерь. Все, прощай веревки !

День 22. 9.08.04.

8.30. Начали спуск от лагеря. Спускаться лучше по правой морене, не опускаясь к леднику, т. к. там расположен большой рантклюфт. Тропы нет, но встречаются туры. Через 50 мин. выходим на оборудованную стоянку.

Через 4 часа после выхода в месте слияния рек Каракол стоят юрты. Есть 2 моста на левую сторону за которыми дорога. По ней до альплагеря можно дойти за 20 мин. Справа тропа до альплагеря глухая - за 2 часа по дебрям, скалам и болотам все же можно дойти.

От моста у альплагеря уходит тропа на оз. Алакель. Приблизительное время подъема до него и спуска без рюкзаков 5 часов. Т. к. уже 16.00, у нас времени и сил не хватает, и мы на озеро не пошли.

Спускаемся вниз, у моста направо есть тропа по левому берегу. Пройдя метров 200 -300 видим неплохую стоянку. Тут и ночуем. Все эти предосторожности нужны для того, чтобы не платить за выход из типа заповедника. По слухам от поднимавшихся туристов узнали, что по правому берегу есть будка, где берут плату за вход в заповедник (50 сом = 2 порции плова). Решили обойти ее по левой стороне реки. Вот так.

День 23. 10.08.04

Через час вышли ко второму мосту. Но оказалось, что плату снимают справа по спуску у входа в город Каракол. По левому берегу есть дорога для местных, по ней следует и идти, т. к. здесь никаких денег не снимают. Входим в город. У железного моста останавливаются маршрутки. Можно доехать до автовокзала за 5 сом с человека.

Возле рынка в баре отметили поход на славу и отправились на автовокзал. Оттуда до Чолпон-Аты за дорогу заплатили 1000 сом за бус. Поехали через музей Пржевальского в Караколе.

В Чолпан-Ату прибыли в 19.00. Трудно сориентироваться по карте, нарисованной новгородцами, чтобы найти место для стоянки на два дня. (ехать надо до городского пляжа, а потом уходить чуть дальше по заливу). В 21.00 поставили лагерь в 5 метрах от воды.

День 24. 11.08.04.

Город растянулся вдоль дороги, идущей вдоль озера. Ближе к озеру расположены пансионаты. На центральной улице Советской можно найти все необходимые объекты: телефон, военкомат. Обнаружено 2 рынка: 1 - возле автовокзала, 2 - чуть выше от городского пляжа справа.

День прошел в безделье: гуляли по городу, ели шашлыки, плов, халву, персики, местный квас (шаро), кумыс (конское молоко) и т. д. За раз группа съедала 4-5 лепешек, т. к. здесь они очень вкусные. Погода с утра жаркая, но после обеда затягивает и может идти дождь.

День 25. 12.08.04 . Снова в дорогу.

Вечер. С 20.00 до 21.00 на Алма-Ату идет 6 автобусов. Главное не перепутать, который наш! Стоимость билета в кассе 300 сом (+30 сом за багаж). (Кстати водителю за багаж пришлось бы заплатить по 45 сомов). На таможне спрашивают про временную прописку. Необходимо заполнять эмиграционные карты.

День 26. 13.08.04. Алма - Ата.

В Алма - Ате в 8.40 по-местному времени. Автобус № 37. Стоимость проезда по 30 тенге за человека и по 30 тенге за груз. Наш поезд отходит в 10.35 по Астанинскому времени. В 17.10 мы на станции Шу. Дыни! (100 тенге стоит пакет маленьких круглых дынь, 50 тенге = сетка с тремя большими арбузами, 300-400 тенге = одной большой торпеде). В 21.00 станция, где следует купить рыбу. Обожрались!

День 27. 14.08.04 Караганда - Астана.

В 9.34 Караганда. Граница. Купили сахар. Пили чай. Все утомлены обществом друг друга, и малейший инцидент вызывает ссоры. 15.30 - Астана - столица независимого Казахстана. Смесь старых (отреставрированных) домов и новых технологий. Во многом уступает Минскому вокзалу. Огромная привокзальная площадь. Но! Практически нет движения транспорта (хотя обеденное время). Цены на вокзале зверские (кефир 1 л =120 тенге=2000 бел. рублей). 19.11 Боровая - Курорт ( на платформах продают домашнего изготовления еду. Приблизительные цены: 1 пакет макарон с курицей = 100 тенге = 1500 руб., блин с творогом = 20 тенге, 1 лаваш = 50 тенге.

Пять или шесть раз за день нас проверила казахстанская милиция.

День 28. 15.08.04 Россия. Таможенная ночь. Екатеринбург.

Приблизительно в 1.00 нас проверила Казахстанская таможня (паспорта). В 12.12(по Москве) либо в 14.12(по-местному) были в Екатеринбурге.

Вокзал огромный, раза в три больше, чем мы видели в столице Казахстана Астане. 4 этажа, 7 залов ожидания, кассы и т. д. В залы пускают только при наличии билетов. На выходе с вокзала есть супермаркет, где можно в обменнике поменять деньги.

Вокзал круглосуточный. До поезда нам каких - то 28 часов. Ночевали на рюкзаках и седухах. Разложиться на спальниках не дают охранники.

День 29. 16.08.04 Скоро поезд домой!

Проснулись в 5.00 по Москве или в 7.00 по-местному. До поезда остается 12 часов ожидания. Шатаемся по городу, тратим деньги на еду.

17.24.ВСЕ! ПИСЕЦ! ПОПЛЫЛ В НОЧИ ВОКЗАЛ!

День 30. 17.08.04

8.00 Киров.

День 31. 18.08.04

7.00 Смоленск, а за ним РОДИНА!

RATING ALL.BY KMindex
X